Действующий

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Информационное общество" (с изменениями на 25 декабря 2024 года) (редакция, действующая с 1 января 2025 года)

Оценка текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Российской Федерации или обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

(Подраздел в редакции, введенной в действие с 1 января 2025 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2024 года N 1805. - См. предыдущую редакцию)


Информационно-коммуникационные технологии являются основой стратегического развития в современном мире и неотъемлемой частью управленческих систем в ключевых отраслях экономики, сферах государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

Изменение внешних и внутренних условий развития российской экономики, связанных прежде всего с усилением внешнеполитического давления и введением экономических санкций, оказало непосредственное влияние и на российский сектор информационно-коммуникационных технологий и медиаотрасль.

Вместе с тем принимаемые Правительством Российской Федерации меры, в том числе меры поддержки бизнеса, ускоренная адаптация российской экономики и общества к новым условиям и накопленный ранее запас прочности позволяют превратить негативные факторы в точки роста. В целях укрепления технологического суверенитета Российской Федерации уделяется повышенное внимание реализации комплекса мер по поддержке сектора информационно-коммуникационных технологий и медиаотрасли. Продолжается работа по дальнейшему динамичному развитию инфраструктуры связи, обеспечению информационной безопасности, поддержке импортозамещения, развитию сфер искусственного интеллекта, цифрового государственного управления, медиаотрасли, а также по кадровому обеспечению ключевых отраслей, в особенности отрасли информационных технологий.

По результатам анализа, проведенного федеральным государственным автономным образовательным учреждением высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" на основе официальной статистической информации, с 2019 по 2023 год ИТ-отрасль находится на первом месте по темпам роста среди крупных отраслей экономики. Произошло увеличение всех основных показателей - вклада в валовый внутренний продукт, объема реализации продукции и услуг собственной разработки, численности сотрудников и инвестиций в основной капитал. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" провело масштабное исследование ИТ-отрасли.

Объем реализации продуктов собственной разработки и ИТ-услуг увеличился с 2019 по 2023 год в 2,5 раза и составил 3,1 трлн. рублей. Среднегодовой темп роста показателя за этот период составил 26 процентов (в текущих ценах). Для сравнения, в целом по экономике объем реализованной продукции вырос в 1,6 раза за 4 года.

Средняя зарплата в ИТ-отрасли в 2 раза выше средней по экономике. В 2023 году она составляла 155,9 тыс. рублей, что в 1,7 раза больше, чем в 2019 году.

Численность работников ИТ-отрасли стабильно растет и за 4 года увеличилась в 1,5 раза, а к концу 2023 года составила 857 тыс. человек. Для сравнения, в целом по экономике количество сотрудников за этот же период почти не изменилось.

Инвестиции в основной капитал ИТ-компаний составили почти 500 млрд. рублей. Это в 4,4 раза больше, чем в 2019 году, и почти на 50 процентов выше, чем в 2022 году (в текущих ценах). Экономика в целом выросла по этому показателю в 1,8 раза.

С 2019 года по динамике валовой добавленной стоимости ИТ-отрасль опережала другие крупные секторы экономики. Среднегодовой темп ее прироста в реальном выражении за 2019-2023 годы превысил 10 процентов. В результате вклад в валовый внутренний продукт вырос в 1,5 раза за 4 года и составил почти 2 процента.

По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в соответствии с официальной статистической информацией в сфере связи по итогам 2023 года объем рынка телекоммуникаций в Российской Федерации составил 1,96 трлн. рублей. Годовая динамика рынка была положительной и составила 5,2 процента в сопоставимых ценах (по оценке Федеральной службы государственной статистики). В структуре российского телекоммуникационного рынка самую большую долю (порядка 46 процентов) занимают услуги мобильной связи, включая доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") через сети подвижной связи.

Объем российского рынка доступа к сети "Интернет" через сети фиксированной и подвижной связи в целом в 2023 году оценивается в 652,1 млрд. рублей, из них 77,1 процента (502,6 млрд. рублей) приходится на долю услуг, оказанных населению.

По итогам 2023 года значение показателя "Рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", до 97 процентов" составило 86,4 процента.

В 2025-2027 годах операторы связи планируют дальнейшее осуществление инвестиционной деятельности, направленной на обеспечение устойчивого функционирования сетей связи, сохранение качества предоставляемых услуг связи для потребителей, в том числе обеспечение надежного высокоскоростного фиксированного и беспроводного доступа к сети "Интернет", а также развитие рынка коммерческих центров хранения и обработки данных и рынка "облачных услуг" и возможное внедрение новых, особенно отечественных, технологий связи.

Развитие и модернизация современной инфраструктуры создадут условия для обеспечения доступности услуг электросвязи для всех слоев населения на территории Российской Федерации, предоставят равные возможности доступа к информационным сетям городскому и сельскому населению, приведут к снижению цифрового неравенства в регионах Российской Федерации. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры позволит расширить возможности использования средств электросвязи, радиочастотного спектра для повышения эффективности государственного управления, нужд обороноспособности и безопасности государства и обеспечения правопорядка.

В условиях санкционной политики актуальны угрозы деактивации недружественными государствами зарубежных средств защиты информации, включая штатные (встроенные) механизмы безопасности зарубежных информационных технологий, а также прекращение предоставления по инициативе недружественных государств сервисов (работ, услуг) по обеспечению информационной безопасности, предоставляемых (выполняемых, оказываемых) зарубежными организациями, что может привести к ограничению доступности информационных ресурсов государства, нарушению конфиденциальности и целостности информации, передаваемой при электронном взаимодействии государства, граждан и бизнеса.

Для парирования указанных угроз необходимо обеспечить массовое применение отечественных средств защиты информации, включая сертифицированные Федеральной службой безопасности Российской Федерации средства криптографической защиты информации, а также использование сервисов (работ, услуг) по обеспечению информационной безопасности, предоставляемых (выполняемых, оказываемых) российскими организациями.

Большинство технологий, в которых необходимо достичь технологического суверенитета, относятся к умным технологиям, которые построены на вычислительных алгоритмах и на обмене данными через сеть "Интернет". Как следствие, повышается уязвимость всех ключевых отраслей экономики и социальных сфер от киберугроз. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, сегодня от киберпреступлений экономика теряет около 156 млрд. рублей ежегодно.

С каждым годом уровень ущерба и количество атак растут - по данным исследования общества с ограниченной ответственностью "СОЛАР СЕКЬЮРИТИ", в I квартале 2024 г. количество атак достигло 119 тысяч - это вдвое больше значения I квартала 2023 г., а самыми атакуемыми отраслями стали государственный сектор, финансовая отрасль и сфера ИТ. Атаки нового поколения уже выполняются злоумышленниками с применением технологий искусственного интеллекта, которые постоянно совершенствуются, в том числе в части быстрого поиска уязвимостей в отечественных цифровых платформах.

Устойчивость критической информационной инфраструктуры во многом определяется ее защищенностью от DDoS-атак, количество и мощность которых растут с каждым годом, - федеральным государственным унитарным предприятием "Главный радиочастотный центр" в 2023 году отражено 185 крупных DDoS-атак, а в I квартале 2024 г. - уже 512. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций создана национальная система противодействия DDoS-атакам, которая обеспечивает дополнительную защиту ключевых и социально значимых ресурсов российского сегмента сети "Интернет" с использованием возможностей технических средств противодействия угрозам.

В последние несколько лет наблюдается значительное увеличение действий злоумышленников, направленных на получение конфиденциальных сведений за счет введения пользователя в заблуждение (фишинг), в то время как количество сайтов в сети "Интернет", направленных на распространение вредоносных программ, уменьшается. Злоумышленники, занимающиеся фишингом, имитируют службы известных организаций, их сайты в сети "Интернет" и учетные записи людей и организаций, которые пользуются доверием среди их потенциальных жертв. В результате фишинговых атак обманутые пользователи сами предоставляют злоумышленникам свои персональные данные и другую информацию ограниченного доступа. Поиск эффективных методов борьбы с фишингом представляется особенно актуальным в настоящее время. Сложность противодействия фишингу обусловлена многообразием типов фишинга и используемых злоумышленниками методов и программных средств, в том числе самых современных информационных технологий. Поэтому государству, обществу и специалистам в области защиты данных необходимо постоянно совершенствовать средства и способы выявления, защиты и устранения последствий фишинговых атак. Так, противодействие атакам с использованием фишинговых сайтов может быть осуществлено посредством различных техник - применения черных и белых списков, машинного обучения и нейронных сетей и т.д.

За 2023 год в рамках функционирования информационной системы мониторинга фишинговых сайтов и утечки персональных данных обнаружено для последующей блокировки около 335 тыс. интернет-ресурсов, среди которых:

ресурсы, применяемые для фишинга;

материалы, направленные на распространение недостоверной общественно значимой информации в сети "Интернет" (деструктивный контент);

ресурсы, в материалах которых могут содержаться признаки других нарушений законодательства Российской Федерации, - изготовления и оборота поддельных документов, незаконного сбыта наркотических веществ и др. (запрещенный контент);

ресурсы, на которых размещены материалы, которые могут нарушать законодательство Российской Федерации в области персональных данных (продажа персональных или конфиденциальных данных, в том числе получение их при помощи взлома ресурсов).

Интенсивное развитие перспективных технологий, в том числе генеративного искусственного интеллекта и больших языковых моделей, является не только революционным прорывом для повышения эффективности деятельности организаций, улучшения качества жизни граждан, но и несет следующие скрытые угрозы и риски:

позволяет быстро и практически бесплатно создавать дипфейки и контент, пропагандирующий нетрадиционные ценности (если ранее для подготовки медиаматериалов требовались несколько дней и десятки человек в команде, то сейчас такие материалы генерируются искусственным интеллектом за считанные минуты);