Действующий

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" (с изменениями на 27 мая 2024 года)

Оценка текущего состояния рыбохозяйственного комплекса


Рыбохозяйственный комплекс последние годы продолжает демонстрировать положительную динамику по многим ключевым экономическим показателям.

Так, объем добычи (вылова) водных биологических ресурсов не опускается ниже 4,9 млн. тонн в год, в целом в 2020 году вылов российскими рыбаками водных биологических ресурсов составил 4974,8 тыс. тонн, что практически соответствует показателю 2019 года (4998,2 тыс. тонн).

За 2020 год объем производства переработанной и консервированной рыбы, ракообразных и моллюсков увеличился в сравнении с 2019 годом на 1,5 процента и составил 4306 тыс. тонн. Около 75 процентов структуру производимой продукции составляет продукция с относительно низкой добавленной стоимостью. Вместе с тем по мере выполнения программы обновления флота и производственных мощностей в рамках инвестиционных квот ожидается качественное изменение ситуации.

Уровень самообеспечения рыбой и рыбопродуктами в живом весе (весе сырца) в 2020 году составил 150 процентов. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" уровень самообеспечения рыбой и рыбопродуктами должен быть не менее 85 процентов.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 сентября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2023 года N 1386. - См. предыдущую редакцию)

Потребление рыбы и рыбопродуктов в домашних хозяйствах Российской Федерации в 2020 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, в среднем на потребителя в год ожидается на уровне 22,2 килограмма, что на 1,4 процента выше показателя 2019 года.

Важным показателем финансового благополучия отрасли является рост оборота организаций по виду экономической деятельности "рыболовство и рыбоводство". В 2020 году оборот организаций отрасли увеличился на 5 процентов по сравнению с 2019 годом и составил 358,1 млрд. рублей, по виду экономической деятельности "переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков" увеличился на 2,5 процента по сравнению с 2019 годом и составил 251,7 млрд. рублей. Суммарный оборот организаций по 2 видам деятельности в 2020 году составил 609,8 млрд. рублей.

Среднемесячная заработная плата на одного работника организаций по виду экономической деятельности "рыболовство и рыбоводство", по данным Федеральной службы государственной статистики, за 2020 год составила 95 тыс. рублей, что на 7,2 процента выше уровня 2019 года (88,6 тыс. рублей). По виду экономической деятельности "переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков" показатель за 2020 год составил 52,5 тыс. рублей, что на 3,6 процента выше уровня 2019 года (50,7 тыс. рублей).

Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по видам экономической деятельности "рыболовство и рыбоводство" (без субъектов малого предпринимательства) в фактически действовавших ценах за январь - декабрь 2020 г. составили 46,9 млрд. рублей, что на 38,7 процента больше аналогичного периода 2019 года.

Сальдированный финансовый результат за 2020 год организаций рыбной отрасли (без субъектов малого предпринимательства) в действующих ценах составил 112,2 млрд. рублей, что на 15,7 процента ниже уровня 2019 года.

За 2020 год общая сумма налоговых поступлений от организаций отрасли увеличилась по сравнению с 2019 годом на 0,3 процента и составила 37,6 млрд. рублей.

В ходе реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" (далее - Программа) необходимо решить следующие проблемы в сфере рыбохозяйственного комплекса:

высокий износ основных фондов рыбохозяйственного комплекса, их относительно низкий уровень производственной эффективности;

острый дефицит современных мощностей с необходимым температурным режимом для хранения рыбы, рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов;

научно-исследовательские суда не соответствуют современным требованиям (по шумности силовых установок, оснащению специализированными научными и промысловыми системами, низкая экономичность и отсутствие у большинства научно-исследовательских судов соответствующего ледового класса, что затрудняет проведение исследований в труднодоступных и удаленных районах Мирового океана, в том числе в арктических и антарктических водах).

Эффективной мерой по модернизации и стимулированию строительства рыбопромыслового флота и рыбоперерабатывающих заводов является государственная поддержка привлечения инвестиций в отрасль в виде инвестиционных квот на строительство судов рыбопромыслового флота и рыбоперерабатывающих заводов.

Согласно предъявляемым требованиям суда строятся на территории Российской Федерации и в основном должны быть оснащены новым перерабатывающим оборудованием, выпускающим продукцию с высокой степенью переработки. В настоящее время заключено 79 договоров на закрепление инвестиционных квот за объектами нового строительства с общим объемом привлекаемых инвестиций порядка 213,3 млрд. рублей, из которых 55 договоров заключены на предоставление квот под строительство рыбопромысловых судов (30 - для Дальневосточного и 25 - для Северного рыбохозяйственных бассейнов) с объемом инвестиций около 187,7 млрд. рублей и 24 договора по строительству рыбоперерабатывающих заводов (13 - на Дальнем Востоке и 11 - на Севере) стоимостью около 25,6 млрд. рублей.

Абзац исключен с 5 сентября 2023 года - постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2023 года N 1386. - См. предыдущую редакцию.

Абзац исключен с 5 сентября 2023 года - постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2023 года N 1386. - См. предыдущую редакцию.

Абзац исключен с 5 сентября 2023 года - постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2023 года N 1386. - См. предыдущую редакцию.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации о строительстве научно-исследовательских судов в целях обеспечения эффективности научных исследований для определения запаса водных биологических ресурсов и среды их обитания в рамках Программы предусмотрено строительство научно-исследовательских судов. В настоящее время заключен контракт на выполнение работ по строительству 2 среднетоннажных научно-исследовательских судов на сумму 5892 млн. рублей. Всего к 2030 году запланировано строительство 7 научно-исследовательских судов.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 сентября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2023 года N 1386. - См. предыдущую редакцию)

Прогноз развития рыбной отрасли подготовлен с учетом текущего состояния и положительной динамики развития сферы реализации Программы к концу 2030 года.

Итогом реализации Программы согласно прогнозу станет достижение следующих результатов:

увеличение суммарного объема частных инвестиций до 613 млрд. рублей;

абзац исключен с 5 сентября 2023 года - постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2023 года N 1386 - см. предыдущую редакцию;

поддержание уровня самообеспечения рыбой и рыбопродуктами в живом весе (весе сырца) не менее 85 процентов в год;

(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 сентября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2023 года N 1386. - См. предыдущую редакцию)