Действующий

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры" (с изменениями на 26 июля 2024 года)

I. Оценка текущего состояния сферы культуры


Культура в Российской Федерации является одним из национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.

Государственная культурная политика с 2013 года, в том числе в рамках национального проекта "Культура" с 2019 года, была нацелена на реализацию стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания для формирования гармонично развитой личности, укрепление единства российского общества и российской гражданской идентичности, увеличение количества граждан, вовлеченных в культурную деятельность, и повышение востребованности цифровых ресурсов в сфере культуры. Достижение указанных целей обеспечивалось в том числе за счет модернизации инфраструктуры культуры, широкой поддержки творческих инициатив граждан и организаций, культурно-просветительских проектов, переподготовки специалистов сферы культуры, развития волонтерского движения и внедрения информационных технологий.

Включение культуры в состав национальных проектов оказало заметное влияние на изменение на всех уровнях управления отношения к вопросам государственной культурной политики и ее законодательному обеспечению. Создаются различные организационные механизмы и инструменты реализации государственной культурной политики: межведомственные координационные органы, фонды культурного развития, проектные офисы. Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2021 г. N 287 "О создании Президентского фонда культурных инициатив" создан Президентский фонд культурных инициатив, основной целью деятельности которого является обеспечение всесторонней поддержки проектов в области культуры, искусства и креативных (творческих) индустрии. Реализуется программа "Пушкинская карта", направленная на социальную поддержку молодежи в возрасте от 14 до 22 лет для повышения доступности организаций культуры.

Посещаемость мероприятий организаций культуры в 2022 году возросла по сравнению с уровнем 2013 года более чем на 50 процентов и составила 1875,9 млн. посещений. Число посещений организаций культуры в расчете на одного человека в 2022 году составило в среднем 12,8 посещения против 4,9 в 2013 году.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 октября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2023 года N 1749. - См. предыдущую редакцию)

К 2030 году в условиях прогнозируемого устойчивого роста экономики и ожидаемого повышения уровня востребованности культуры ожидается увеличение числа посещений мероприятий организаций культуры до 4,5 млрд. посещений, или в среднем до 30 посещений в расчете на одного человека в год.

В 2022 году сфера культуры включала 87,9 тыс. государственных и муниципальных учреждений культуры, что превышает уровень 2013 года на 2 процента. В данных учреждениях работает свыше 610,5 тыс. человек.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 октября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2023 года N 1749. - См. предыдущую редакцию)

Увеличилась доля зданий учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, с 79,6 процента в 2013 году до 86,5 процента в 2022 году. К 2030 году значение этого показателя ожидается на уровне 90 процентов.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 октября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2023 года N 1749. - См. предыдущую редакцию)

Абзац утратил силу с 7 сентября 2022 года - постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2022 года N 1497. - См. предыдущую редакцию.

В период с 2013 по 2022 год вырос консолидированный бюджет Российской Федерации в сфере культуры. В абсолютных значениях расходы на культуру увеличились за рассматриваемый период более чем в 1,7 раза - с 377 млрд. рублей в 2013 году до 798,5 млрд. рублей в 2022 году. В расчете на душу населения расходы на культуру возросли с 2630 рублей в 2013 году до 5485,8 рубля в 2022 году.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 октября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2023 года N 1749. - См. предыдущую редакцию)

В последние годы в мировой и отечественной культуре произошли принципиальные изменения, связанные с внедрением новых технических средств коммуникации и возникновением на их основе новых социокультурных связей и взаимодействий. В целях обеспечения гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям, сохранения культурного пространства страны созданы и развиваются первый цифровой проект Министерства культуры Российской Федерации - единый интернет-портал для популяризации культурного наследия и традиций России ("Культура.РФ"), ставший точкой сосредоточения культурного наследия в цифровой форме, информационной площадкой общероссийских акций в сфере культуры, а также Национальная электронная библиотека, обеспечивающая широкий доступ к полнотекстовым электронным изданиям книг, музейным коллекциям и архивным документам.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 октября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2023 года N 1749. - См. предыдущую редакцию)

Заметную роль уровень развития цифровых технологий сыграл в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, когда в целях сохранения возможности участия граждан в культурной жизни ведущие организации сферы культуры перевели культурные мероприятия в цифровой формат. Число обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 2022 году составило 264,23 млн. единиц.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2022 года N 1497; в редакции, введенной в действие с 24 октября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2023 года N 1749. - См. предыдущую редакцию)

В условиях дальнейшего развития информационного общества, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан, ожидается повышение востребованности цифровых услуг в сфере культуры. Прогнозируется, что к концу 2024 года число обращений к цифровым ресурсам составит около 300 млн. единиц.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 24 октября 2023 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2023 года N 1749. - См. предыдущую редакцию)

В целях развития творческих (креативных) индустрий распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2021 г. N 2613-р утверждена Концепция развития творческих (креативных) индустрии и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года. Кроме того, инициатива социально-экономического развития Российской Федерации "Придумано в России" включена в перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р. Целью данной инициативы является создание целеориентированной системы поддержки развития креативного сектора экономики.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2022 года N 1497. - См. предыдущую редакцию)

Вместе с тем многие проблемы в сфере культуры остаются нерешенными, в их числе:

отсутствие в обществе представления о стратегической роли культуры и приоритетах государственной культурной политики;

значительное количество памятников истории и культуры, находящихся в неудовлетворительном состоянии;

недостаточный уровень обеспеченности населения организациями культуры, высокий уровень региональных и муниципальных диспропорций (при отсутствии обязательных к применению норм и нормативов размещения учреждений культуры развитие сети осуществляется в соответствии с решениями региональных властей);

низкий уровень доступности культурных форм досуга для жителей сельской местности и небольших городских поселений;

здания муниципальных учреждений культуры имеют высокую степень изношенности, остаются острыми проблемы состояния материально-технической базы муниципальных культурно-досуговых учреждений, библиотек и музеев;

низкий уровень цифровой зрелости значительного количества учреждений культуры (отсутствие доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимого финансирования, технического и программного обеспечения);