N п/п | Название узла | Графические схемы узлов | Примечание |
1 | Штык с двумя шлагами | Применяется для привязывания конца каната к точке закрепления | |
2 | Прямой | Применяется для обвязывания опор и грузов | |
3 | "Восьмерка" | Применяется для привязывания конца каната к точке закрепления | |
4 | "Восьмерка" с двойной петлей |
| Применяется для объединения двух анкерных точек в единую систему. Образует двойную петлю, что увеличивает ее прочность на разрыв |
5 | Встречная "восьмерка" | Применяется для связывания канатов одинакового диаметра | |
6 | Грейпвайн | Применяется для связывания канатов одинакового диаметра | |
7 | Брамшкотовый | Применяется для связывания канатов разного диаметра | |
8 | "Маршара" | Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Выполняется полиамидным шнуром диаметром 6-8 мм. Может быть использован в аварийной ситуации, для эвакуации с рабочего места | |
9 | "Прусика" |
| Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Выполняется полиамидным шнуром диаметром 6 мм на канате 10-12 мм |
10 | "Бахмана" |
| Схватывающий узел, затягивающийся под нагрузкой. Может быть применен в полиспастах |
11 | UIAA | Применяется для торможения каната при спуске грузов. Может быть использован в аварийной ситуации, для эвакуации с рабочего места | |
12 | Баттерфляй |
| Применяется для организации промежуточной петли в любой точке каната |
13 | Стремя | Применяется для организации самоспасения при зависании, а также для закрепления каната к анкерной точке | |
14 | "Гарда" | Применяется для предотвращения обратного хода каната при подъеме грузов. Для безопасного применения карабины должны быть одинакового размера и формы | |
15 | Стопорный узел | Применяется в качестве стопорного узла на конце каната |
Длина каната выходящего из стопорного узла (п.15 таблицы 1) должна быть не менее 10 см.
Допущенные к применению узлы должны быть указаны в ППР, технических схемах, а также в наряде-допуске.
Завязывание узлов должен проводить компетентный работник.
Спуск груза должен осуществляться с применением следующих тормозных систем:
а) закрепленного устройства для спуска по канату;
б) узла "UIAA";
в) "Карабинного тормоза".
При подготовке к спуску и спуске груза должна соблюдаться следующая последовательность действий:
а) подготовить анкерное устройство для крепления тормозной системы;
б) заправить канат, на котором спускается груз, в тормозную систему и зафиксировать его;
в) груз прикрепить карабином к канату, муфту карабина закрутить;
г) уведомить находящихся внизу работников о спуске груза;
д) переместить груз за край (границу перепада по высоте) сооружения;
е) снять фиксацию с тормозной системы, начать спуск груза.
Спуск груза осуществляется при обязательном использовании средств индивидуальной защиты рук.
Для подъема груза в зависимости от соотношения веса груза к тяговому усилию, применяются полиспастные системы с подвижными или фиксированными блоками, схемы которых приведены в таблице 2.