Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (постатейный)

Комментарий к статье 3. Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

1. Подача ходатайства о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в уполномоченный орган публичной власти - это основание для начала процедуры перевода. Во многих нормативных актах субъектов РФ содержится указание на конкретный орган, осуществляющий рассмотрение поданного ходатайства (например, Комитет по управлению государственным имуществом Администрации Волгоградской области).

Отказ в принятии ходатайства к рассмотрению может быть связан с подачей ходатайства ненадлежащим лицом. Комментируемый Закон не содержит расшифровки понятия "ненадлежащее лицо", но исходя из гражданского законодательства и смысла комментируемого Закона можно сделать вывод о том, что ненадлежащее лицо - это лицо, не являющееся правообладателем либо не имеющее надлежаще оформленного права представлять правообладателя в отношениях перевода земель и земельных участков из одной категории в другую.

В случае, если лицо не имеет законных прав на земельный участок - оно не может являться субъектом рассматриваемых правоотношений. Другое дело, когда полномочия представителя правообладателя земельного участка не оформлены надлежащим образом. Надлежаще оформить такие полномочия можно с помощью составления доверенности, представляющей собой письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами сроком не более чем на 3 года. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации. В силу ст.188 ГК РФ доверенность прекращает свое действие вследствие:

- истечения срока доверенности;

- отмены доверенности лицом, выдавшим ее, или одним из лиц, выдавших доверенность совместно;

- отказа лица, которому выдана доверенность, от полномочий;

- прекращения юридического лица, от имени которого или которому выдана доверенность, в том числе в результате его реорганизации в форме разделения, слияния или присоединения к другому юридическому лицу;

- смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;

- смерти гражданина, которому выдана доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;

- введения в отношении представляемого или представителя такой процедуры банкротства, при которой соответствующее лицо утрачивает право самостоятельно выдавать доверенности.

2. В рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствует требованиям земельного законодательства.

Так, решением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от 5 февраля 2009 года отменено решение Центрального районного суда от 24 декабря 2008 года, удовлетворившего требования Л. о признании незаконным отказа Администрации Тверской области в рассмотрении ходатайств о переводе земельных участков из одной категории в другую и о возложении обязанности на Администрацию Тверской области рассмотреть ходатайства Л. от 7 июля 2008 года и от 8 июля 2008 года. В указанных действиях было отказано ввиду отсутствия обоснования необходимости и возможности перевода земель из одной категории в другую, неполноты представленных документов, а также ненадлежащего их оформления (отсутствие заверения), что являлось достаточным основанием для принятия органом государственной власти субъекта федерации решения об отказе в рассмотрении ходатайства о переводе земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности.

________________

Обзор Тверского областного суда о практике рассмотрения судами области гражданских дел за первый квартал 2009 года по делам, рассмотренным в кассационном (надзорном) порядке.


На наш взгляд, комментируемая статья содержит следующий пробел. Кроме того, что обязательные приложения к ходатайству могут быть неправильно составлены и не содержать требуемой информации, они могут вовсе отсутствовать. И это бесспорный повод вернуть документы для устранения нарушений.

Причины отказа в принятии ходатайства уполномоченным органом должны быть доведены до сведения заявителя, документация должна быть возвращена в течение 30 дней с момента подачи. Результатом рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления комментируемой статьей признается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Законом устанавливаются сроки принятия акта. Акт о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую Правительством РФ принимается не позднее трех месяцев со дня поступления ходатайства, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или муниципальными органами - не позднее двух месяцев. При этом срок принятия акта Правительством РФ может меняться федеральными законами, в то время как на региональном уровне изменение сроков ничем не предусмотрено. В свою очередь акт о переводе земель или земельных участков - документ бессрочный, не порождающий никаких ограничений во времени.

3. Комментируемая норма содержит исчерпывающий перечень сведений, отражаемых в акте. Красной нитью через весь закон проходит идея обоснования изменения категории земель или земельных участков в составе таких земель. "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются Российской Федерацией как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории" - гласит ст.9 Конституции РФ. Отнесение земель к одной из предусмотренных Земельным кодексом РФ категорий зависит от особенностей географических и климатических показателей, обычаев населения, устойчивого развития местности. И изменение целей использования участка - серьезный шаг для страны, во многом зависящей от характера использования своей территории.

В связи с этим, законодатель посчитал необходимым включить в состав содержащихся в акте сведений основания изменения категории земель, категорию земель, перевод из которой осуществляется, и категорию земель, перевод в которую осуществляется. Акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель принимается теми же органами и в те же сроки, что и акт о переводе земель. Оба этих документа направляются заинтересованному лицу в течение 14 дней с момента их принятия, и могут быть обжалованы в суде.

Так, в Волгоградской области правом судебного обжалования воспользовались члены дачного некоммерческого партнерства "Солнечная поляна".

Высшим Арбитражным Судом РФ было рассмотрено в судебном заседании заявление Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области о пересмотре в порядке надзора решения от 10 апреля 2008 года Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-674/08-С15 и постановления от 17 июля 2008 года Федерального арбитражного суда Поволжского округа по тому же делу. Судом было установлено, что дачное некоммерческое партнерство "Солнечная поляна" обратилось в Арбитражный суд области с заявлением об обязании Комитета по управлению госимуществом Волгоградской области, город Волгоград (далее Комитет), включить в границу поселка Киляковка Среднеахтубинского района земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 187900 кв.м и установить для земельного участка вид разрешенного использования - ведение дачного хозяйства с индивидуальной застройкой.

Решением от 10 апреля 2008 года исковые требования удовлетворены частично, Комитет обязан принять решение о включении земельного участка в границу поселка. Признав недоказанным наличие обстоятельств, являющихся основанием возврата заявителем администрации сельского поселения пакета документов с заключением, повлекшего отказ в принятии решения о включении земельного участка, собственником которого является дачное некоммерческое партнерство "Солнечная поляна", в границы поселка Киляковка и установив факт нарушения прав некоммерческого партнерства, суд обязал заявителя принять решение о включении указанного земельного участка в границу поселка (см. подробнее определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 октября 2008 года N 11390/08).