Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (постатейный)

     

Комментарий к статье 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

1. В комментируемой статье речь идет об источниках права, регулирующих отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую. Источник права в самом общем виде представляет собой закрепление общеобязательных правовых норм в форме нормативного правового акта, правового обычая, судебного прецедента или нормативного договора.

В качестве источника правового регулирования отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, не указана Конституция РФ. Между тем, именно с положений Основного закона страны начинается законодательная регламентация всех отношений в нашем государстве, так или иначе связанных с землей. В соответствии со ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст.76 Конституции РФ).

Говоря о федеральном законодательстве, в первую очередь необходимо обратить внимание на нормы ГК РФ, регулирующие отношения, возникающие по поводу объектов недвижимости и земельных участков как разновидности таких объектов (например, в части вещных прав на земельные участки, регулирование договорных отношений по поводу земельных участков и т.д.).

Основным законодательным актом, регулирующим земельные отношения, является ЗК РФ. Его значение в регулировании земельных отношений заключается, главным образом, в том, что в нем определяется исчерпывающий перечень объектов земельных отношений:

- земля как природный объект и природный ресурс;

- земельный участок как часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами;

- части земельных участков.

ЗК РФ определяет процедуру приобретения и прекращения прав на земельные участки, ограничения прав на землю, конкретизирует перечень вещных и обязательственных прав на земельные участки, предусмотренный ГК РФ.

2. ЗК РФ содержит исчерпывающий список категорий земель в зависимости от их целевого назначения:

- земли сельскохозяйственного назначения;

- земли населенных пунктов;

- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

- земли особо охраняемых территорий и объектов;

- земли лесного фонда;

- земли водного фонда;

- земли запаса.

В зависимости от принадлежности земельного участка к одной из указанных категорий земель, определяется его правовой режим, в том числе оборотоспособность, субъектный состав, содержание правомочий собственника либо иного правообладателя такого земельного участка и т.д.

Согласно ст.8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:

- земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

- земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

- земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

Категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Деление земельного фонда России на указанные выше семь категорий предполагает установление для каждой категории земель целевого назначения - то есть одного или нескольких видов (вариантов) хозяйственного, рекреационного, жилого или иного использования соответствующей территории. Целевое назначение, устанавливаемое для каждой категории земель, конкретизируется для отдельных частей (субкатегорий) любой категории земель (за исключением земель запаса) посредством установления видов разрешенного использования.

Например, целевое назначение категории земель населенных пунктов заключается в том, чтобы служить пространственным базисом для размещения жилых, общественно-деловых, промышленных, рекреационных и иных объектов жизнеобеспечения населения. В результате градостроительного зонирования территория населенного пункта делится на территориальные зоны, для каждой из которых устанавливается градостроительный регламент. Именно градостроительный регламент определяет виды разрешенного использования жилой территориальной зоны, промышленной, зоны сельскохозяйственного использования и т.д.

Таким образом, большинство категорий земель имеют сложную внутреннюю структуру, а их единое целевое назначение дополняется и уточняется посредством установления для части категории земель видов разрешенного использования.

3. Одним из источников правового регулирования, упомянутых в настоящей статье, является сам комментируемый Закон. Он устанавливает порядок подготовки, подачи и рассмотрения документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, особенности перевода земель в зависимости от их целевого назначения, особенности отнесения земель или земельных участков к определенной категории, в том числе и до разграничения государственной собственности на землю.