ПИСЬМО
от 7 февраля 2014 года N ГД-4-3/2003
[О применении ставок по доходам, полученным в виде дивидендов]
____________________________________________________________________
Письма ФНС России по вопросам, связанным с применением международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения, не согласованные с Минфином России, не подлежат применению. -
См. письмо Минфина России от 21 апреля 2016 года N 03-08-РЗ/23009. - Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________
Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо по вопросу применения ставок по доходам, полученным в виде дивидендов, сообщает следующее.
Положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при налогообложении доходов в виде дивидендов, получаемых от источника в Российской Федерации, иностранными организациями и физическими лицами - нерезидентами Российской Федерации, установлена ставка 15 процентов.
При этом, статьей 7 НК РФ установлено, что в случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ, то приоритет имеют правила и нормы такого международного договора.
В большинстве действующих соглашений (конвенций) об избежании двойного налогообложения (далее - Соглашение) к доходам в виде дивидендов при соблюдении определенных условий может быть применена пониженная ставка.
К таким оговоркам, в частности, относится наличие у получателя статуса бенефициарного владельца дохода (термин "beneficial owner" используется в положениях статей 10 (дивиденды), 11 (проценты) и 12 (роялти) Модельной конвенции по налогам на доход и капитал и толкование которому дано в Комментариях ОЭСР к данной конвенции). В тексте действующих Соглашений на русском языке применены формулировки "фактическое право", "фактический владелец" или "право собственности").
При этом, в настоящее время, в том числе на международном уровне, достаточно проблематично в судебном порядке доказать неправомерность применения положений Соглашений, следовательно, необходимо установить факт злоупотребления положениями Соглашений.
Для этого налоговому органу необходимо обладать следующей документально подтвержденной информацией:
- сведениями о движении денежных средств, позволяющих указать на транзитных характер платежей, анализ на предмет сопоставления даты платежей;
- сведениями об отсутствии собственных средств у участников российских организаций на осуществление вклада в уставный капитал;
- информацией о суммах, уплаченных на территориях иностранных государств налогах или отсутствия необходимости в уплате по законодательству иностранного государства;
- необходим анализ учредительных документов как российских компаний, так иностранных участников с целью установления факта отсутствия прав на свободное распоряжение активами российской компании, отсутствие (ограничение) прав на принятие решений, а также отсутствие существенного участия в деятельности российского предприятия;
- другими сведениями с учетом фактических обстоятельств.
Учитывая, что в настоящее время вопрос применения концепции бенефициарного владельца (beneficial owner) и соответствующих положений Соглашений актуален и требует системного и проработанного подхода, а также отсутствует судебная практика (как минимум на уровне федеральных арбитражных судов), ФНС России поручает в случае выявления в ходе мероприятий налогового контроля вопросов, связанных с проблемой применения концепции бенефициарного владельца (beneficial owner), направить имеющиеся материалы в части данного вопроса и проекты результатов мероприятий налогового контроля в адрес ФНС России. При этом, акты по результатам мероприятий налогового контроля с эпизодом по рассматриваемому вопросу без согласования с ФНС России вручению не подлежат.
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.Ю.Григоренко