Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

     

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 27 декабря 2013 года N 1125

Об утверждении особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта



В соответствии с частью 9 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра спорта Российской Федерации Ю.Д.Нагорных.

Министр
В.Л.Мутко

     
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
5 марта 2014 года,
регистрационный N 31522

     

     

Приложение

     
Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта

     

     

I. Общие положения

1. Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта разработаны в соответствии с частью 9 статьи 84 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст.7598) и направлены на:

обеспечение единства основных требований к организации спортивной подготовки на всей территории Российской Федерации;

непрерывность и преемственность физического воспитания граждан, относящихся к различным возрастным группам;

повышение качества подготовки спортивного резерва;

увеличение охвата детей и молодежи, регулярно занимающихся физической культурой и спортом.

2. Настоящие Особенности организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта (далее - Особенности) устанавливают специфику в отношении:

2.1. Образовательных программ, реализуемых в области физической культуры и спорта:

а) образовательных программ основного общего и среднего общего образования, интегрированных с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта (далее интегрированные образовательные программы в области физической культуры и спорта);

б) профессиональных образовательных программ в области физической культуры и спорта;

в) дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта (общеразвивающих и предпрофессиональных).

2.2. Образовательных организаций, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта и указанных в пунктах 13, 16, 20 настоящих Особенностей.

2.3. Контингента образовательной организации (далее - занимающиеся):

а) лиц, зачисленных в образовательную организацию и осваивающих образовательные программы в области физической культуры и спорта (далее - обучающиеся);

б) лиц, проходящих спортивную подготовку, зачисленных в образовательную организацию (далее - спортсмены);

в) лиц, которые в перспективе могли бы быть зачислены в профессиональные образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта и реализующие программы спортивной подготовки (далее - претенденты).

3. Образовательные программы, реализуемые в области физической культуры и спорта, разрабатываются с учетом следующих особенностей организации тренировочной и методической деятельности:

3.1. По группам видов спорта:

игровые виды спорта;

командные игровые виды спорта;

спортивные единоборства;

сложно-координационные виды спорта;

циклические виды спорта;

скоростно-силовые виды спорта;

многоборья;

виды спорта с использованием животных, участвующих в спортивных соревнованиях;

адаптивные виды спорта;

национальные виды спорта;

спортивно-технические виды спорта;

стрелковые виды спорта;

виды спорта, осуществляемые в природной среде;

служебно-прикладные и военно-прикладные виды спорта.

3.2. По признанным в Российской Федерации видам спорта и спортивным дисциплинам, включенным во Всероссийский реестр видов спорта (далее - избранный вид спорта).

3.3. По этапам и периодам подготовки:

1) спортивно-оздоровительный этап (весь период) - только для дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта;

2) этап начальной подготовки (периоды: до одного года; свыше одного года);

3) тренировочный этап (этап спортивной специализации) (периоды: начальной специализации; углубленной специализации);

4) этап совершенствования спортивного мастерства (весь период);

5) этап высшего спортивного мастерства (весь период) - только для программ спортивной подготовки.

4. Особенностями осуществления образовательной деятельности в области физической культуры и спорта являются следующие формы организации тренировочного процесса:

тренировочные занятия с группой (подгруппой), сформированной с учетом избранного вида спорта, возрастных и гендерных особенностей занимающихся;

индивидуальные тренировочные занятия, проводимые согласно учебным планам с одним или несколькими занимающимися, объединенными для подготовки к выступлению на спортивных соревнованиях в пару, группу или экипаж;

самостоятельная работа занимающихся по индивидуальным планам;

тренировочные сборы;

участие в спортивных соревнованиях и иных мероприятиях;

инструкторская и судейская практика;

медико-восстановительные мероприятия;

промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.

Особенности формирования групп и определения объема недельной тренировочной нагрузки занимающихся с учетом этапов (периодов) подготовки (в академических часах) приведены в приложении N 1 к настоящим Особенностям.

Особенности организации и проведения тренировочных сборов приведены в приложении N 2 к настоящим Особенностям.

5. Продолжительность одного тренировочного занятия при реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта, а также программ спортивной подготовки рассчитывается в академических часах с учетом возрастных особенностей и этапа (периода) подготовки занимающихся и не может превышать:

на спортивно-оздоровительном этапе - 2 часов;

на этапе начальной подготовки - 2 часов;

на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) - 3 часов;

на этапе совершенствования спортивного мастерства - 4 часов;

на этапе высшего спортивного мастерства - 4 часов.

При проведении более одного тренировочного занятия в один день суммарная продолжительность занятий не может составлять более 8 академических часов.

6. Допускается проведение тренировочных занятий одновременно с занимающимися из разных групп:

а) по образовательным программам, реализуемым в области физической культуры и спорта;

б) по программам спортивной подготовки;

в) по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта и программам спортивной подготовки.

При этом необходимо соблюдать все перечисленные ниже условия:

разница в уровне подготовки занимающихся не превышает двух спортивных разрядов и (или) спортивных званий;

не превышена единовременная пропускная способность спортивного сооружения;

не превышен максимальный количественный состав объединенной группы, рассчитываемый в соответствии с примечанием 2 приложения N 1 к настоящим Особенностям.

7. Образовательные организации формируют свою структуру самостоятельно с учетом следующих особенностей:

7.1. Отделения (иные структурные подразделения), обеспечивающие тренировочную деятельность, которые открываются:

а) по группам видов спорта;

б) по избранным видам спорта.

7.2. Группы занимающихся для прохождения тренировочного процесса комплектуются по избранным видам спорта и этапам (периодам) подготовки, а в командных игровых видах спорта - и с учетом планирования участия занимающихся (формирования команды игроков) в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в соответствии с положением (регламентом) об их проведении.

8. Образовательная организация, реализующая программы спортивной подготовки, в своей структуре создает специализированное подразделение, в которое зачисляются лица из числа занимающихся, выпускников образовательной организации, проходящих спортивную подготовку на условиях государственного (муниципального) задания, и (или) иные лица, проходящие спортивную подготовку на условиях договора на оказание услуг по спортивной подготовке.

9. Особенностями проведения индивидуального отбора занимающихся, а также промежуточной и итоговой аттестации обучающихся являются:

перевод обучающихся на этап (период) реализации образовательной программы осуществляется на основании результатов промежуточной аттестации и с учетом результатов их выступления на официальных спортивных соревнованиях по избранному виду спорта;

по окончании обучения по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта обучающемуся (выпускнику) выдается документ, образец которого устанавливается образовательной организацией в соответствии с частью 15 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

10. Образовательная организация обеспечивает непрерывный тренировочный процесс с занимающимися с учетом следующих особенностей:

10.1. Сроки начала и окончания тренировочного процесса (далее - спортивный сезон) определяются с учетом сроков проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, в которых планируется участие занимающихся.

10.2. Набор (индивидуальный отбор) занимающихся осуществляется ежегодно:

а) в группы подготовки образовательных организаций, начинающих спортивный сезон с осени, - не позднее 15 октября текущего года;

б) в группы подготовки образовательных организаций, начинающих спортивный сезон с начала календарного года, - не позднее 15 февраля текущего года;