12.6.1. Поперечную устойчивость проверяют в случаях, когда общий центр тяжести грузонесущих вагонов сцепа с длинномерным грузом находится на высоте от УГР более 2300 мм или площадь наветренной поверхности грузонесущих вагонов сцепа с грузом превышает 80 м.
Высоту общего центра тяжести грузонесущих вагонов сцепа с грузом (рисунок 55) независимо от наличия промежуточных вагонов определяют по формуле:
(мм), (76)
где - масса груза, тс;
- тара вагона, т;
- масса турникета т;
, , - высота центра тяжести от УГР соответственно груза, порожнего вагона и турникета, мм.
Рисунок 55
Значения высоты центра тяжести порожних вагонов () приведены в таблице 28.
12.6.2. Поперечная устойчивость груженого сцепа обеспечивается, если удовлетворяется неравенство:
, (77)
где и - дополнительная вертикальная нагрузка на колесо от действия соответственно центробежных сил и ветровой нагрузки, тс;
- статическая нагрузка от колеса на рельс, тс.
12.6.3. Дополнительную вертикальную нагрузку на колесо от действия центробежной силы и ветровой нагрузки определяют по формуле:
(тс), (78)
где - число колес грузонесущих вагонов;
- коэффициент, учитывающий увеличение ширины опорного контура вагонов сцепа и смещение ЦТ длинномерного груза при прохождении кривых участков пути. Значения р и приведены в таблице 28;
- расстояние между кругами катания колесной пары (принимается равным 1580 мм);
- увеличение ширины опорного контура вагонов сцепа при прохождении кривых расчетного радиуса, величина которого определяется по формуле:
(мм), (79)
где - расстояние между осями шкворней наружных тележек грузонесущих вагонов сцепа, мм;
- расстояние между осями шкворней внутренних тележек грузонесущих вагонов сцепа, мм;
- расчетный радиус кривой при максимальной скорости движения 100 км/ч (принимается равным 10 мм).