Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 10 января 2014 года N ГД-4-3/154@


О налогообложении субсидий, получаемых на развитие бизнеса



Федеральная налоговая служба в связи с обращениями налогоплательщиков и налоговых органов просит дать разъяснение по вопросу налогообложения субсидий, выделяемых из бюджетов разного уровня налогоплательщикам, применяющим систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее - ЕНВД).

В соответствии с пунктом 4 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уплата ЕНВД организациями (индивидуальными предпринимателями) предусматривает их освобождение от обязанности по уплате, в частности, налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц) (в отношении прибыли (доходов), полученной(ых) от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
     
     На запросы ФНС России
Минфин России в письмах от 27.07.2010 N 03-11-09/65 (доведено по системе налоговых органов письмом ФНС России от 19.08.2010 N ШС-37-3/9372@, размещенном на сайте ФНС России в разделе "Разъяснения ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами) и от 11.12.2012 N 03-11-09/98 (доведено по системе налоговых органов письмом ФНС России от 18.12.2012 N ЕД-4-3/21514@, также размещенном на сайте ФНС России в указанном разделе) разъяснил, что субсидии, выделяемые из бюджетов разного уровня налогоплательщикам ЕНВД на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, подлежат включению в состав внереализационных доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с положениями глав 25 или 26.2 Кодекса, если иное не предусмотрено Кодексом.

Судебная практика по вопросу налогообложения указанных субсидий складывается не в пользу налоговых органов.

Арбитражные суды при рассмотрении дел о доначислении налогов по общему режиму налогообложения налогоплательщикам, израсходовавшим полученную субсидию на приобретение, в частности, модульного магазина, торговых автоматов, оборудования для салона красоты, автобусов, которые будут использоваться для осуществления деятельности, подпадающей под налогообложение единым налогом, делают вывод о том, что получение налогоплательщиком субсидии из соответствующего бюджета не является самостоятельным видом предпринимательской деятельности, а обеспечивает осуществление основного вида деятельности налогоплательщика, облагаемого ЕНВД, в связи с чем основания для уплаты налогов по общей системе налогообложения отсутствуют (постановления ФАС Поволжского округа от 04.04.2013 по делу N 72-6592/2012, от 22.11.2012 по делу N А72-144/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 25.03.2013 N ВАС-2842/13), ФАС Северо-Западного округа от 10.10.2013 по делу N А42-6147/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 08.11.2011 по делу N А67-308/2011, от 29.09.2011 по делу N А67-74/2011 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 20.03.2012 N ВАС-654/12)).

В субъектах Российской Федерации успешно реализуются программы государственной поддержки начинающих предпринимателей, в соответствии с которыми субъектам малого и среднего предпринимательства предоставляются из областных бюджетов субсидии на развитие бизнеса, поэтому налогообложение субсидий является одним из вопросов, подлежащих проверке в ходе проведения мероприятий налогового контроля.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что судебные органы признают недействительными решения налоговых органов о доначислении налогов по общему режиму налогообложения налогоплательщикам ЕНВД, которые направляют полученные денежные средства в виде субсидий на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, ФНС России предлагает пересмотреть позицию по данному вопросу и отменить вышеуказанные письма Минфина России.

Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.Ю.Григоренко




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»