УКАЗАНИЕ
от 18 февраля 2009 года N 13/2-33
О перевозках опасных грузов автомобильным транспортом
В результате изучения деятельности подразделений Госавтоинспекции, а также обобщения сведений о ходе выполнения указания Департамента ОБДД МВД России от 14 февраля 2008 года N 13/2-19 установлено, что в ряде субъектов Российской Федерации имеют место существенные недостатки в организации деятельности по контролю за перевозками опасных грузов автомобильным транспортом.
Так, в 26 субъектах Российской Федерации не обеспечена своевременная установка (замена) дорожных знаков, определяющих направление движения транспортных средств с опасными грузами.
В 942 подразделениях ГИБДД отсутствуют сотрудники, имеющие специальную подготовку в области перевозки опасных грузов.
Вопросы контроля за перевозками опасных грузов неоправданно возлагаются исключительно на подразделения дорожной инспекции и организации движения. Такое положение отмечено в 24 управлениях ГИБДД. В 36 территориальных органах управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации ответственные по линии ДПС за данное направление работы не назначены.
Как следствие, в отдельных подразделениях ГИБДД ГУВД по Кемеровской, Нижегородской и Московской областям необоснованно возбуждено около 30% дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21_2 КоАП РФ.
В целом по стране при выявлении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.21_2 КоАП РФ, допущенных водителями транспортных средств, дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц, ответственных за перевозку, возбуждаются лишь в каждом двадцатом случае, а в отношении юридических лиц - практически не возбуждаются.
Имеются факты, когда подразделения Госавтоинспекции в порядке контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств при их отнесении к EX/III выдают соответствующие свидетельства на основании заключений, не предусматривающих соблюдение требований Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее - ДОПОГ) в полном объеме.
В целях совершенствования деятельности Госавтоинспекции по контролю за перевозками опасных грузов -
предлагаю:
1. Рассмотреть вопрос о назначении по направлениям деятельности ответственных за организацию и осуществление контрольной деятельности ГИБДД в области перевозки опасных грузов и обеспечить их начальную подготовку и своевременную переподготовку в специализированных образовательных учреждениях.
2. Организовать изучение личным составом подразделений Госавтоинспекции и применение положений ДОПОГ, действующих с 1 января 2009 года, в том числе в части, касающейся перевозок, осуществляемых в пределах Российской Федерации.
3. Обеспечить, начиная с 1 июля 2009 года, контроль за применением положений ДОПОГ в отношении использования и конструкции смесительно-зарядных машин (MEMU). Допуск указанных транспортных средств к перевозке осуществлять путем выдачи в установленном порядке свидетельств о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов. В целях реализации названных положений информировать собственников (владельцев) указанных транспортных средств о предъявляемых требованиях и их обоснованности.
4. Обеспечить при проведении плановых и внеплановых проверок за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями положений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения контроль за соответствием квалификации и стажа работы водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов, требованиям Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
5. Вменить в обязанности сотрудникам Госавтоинспекции, осуществляющим подготовку документов к согласованию маршрутов перевозки опасных грузов, проверку и при необходимости внесение в графы "Места стоянок" и "Места заправок топливом" бланка маршрута перевозки опасных грузов сведений о расположении на пути следования транспортных средств мест стоянок и заправок, находящихся на обслуживаемой территории.
6. Усилить контроль за соответствием транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения, необходимые для их допуска к перевозке опасных грузов, требованиям ДОПОГ и Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Установить, что, начиная с 1 апреля 2009 года, внесение записей в паспорта транспортных средств и регистрационные документы о соответствии конструкции таких транспортных средств EX/III и MEMU производится только на основании положительного заключения Департамента ОБДД МВД России, выдаваемого в порядке, предусмотренном приложением N 1 к настоящему указанию.
7. Установить, что к материалам согласований маршрутов перевозки опасных грузов, подлежащим хранению в соответствии с требованиями приказа МВД России от 8 июня 1999 года N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", относятся:
- первый экземпляр согласованного маршрута перевозки - в случае перевозки "особо опасных" грузов или перевозки, выполняемой колонной, состоящей более чем из трех механических транспортных средств;
- копия разрешения на перевозку, выданная органом внутренних дел, - в случае его оформления на отдельном бланке;
- копии свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов - в случае перевозки опасных грузов на транспортных средствах EX/II, EX/III, FL, OX, AT или MEMU.
8. Принять дополнительные меры, направленные на исключение недостатков в оформлении протоколов об административных правонарушениях. Использовать в этой работе прилагаемые рекомендации (приложение N 2).
9. Довести требования настоящего указания, а также разъяснения по применению отдельных положений Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (приложение N 3), сведения о ходе выполнения указания Департамента ОБДД МВД России от 14 февраля 2008 года N 13/2-19 (приложение N 4) и поступившую в Департамент ОБДД МВД России информацию о дорожно-транспортных происшествиях при перевозках опасных грузов (приложение N 5* ) до сведения сотрудников Госавтоинспекции в части, их касающейся.
________________
* Приложение не приводится. - Примечание изготовителя базы данных
10. Сообщить в Департамент ОБДД МВД России в указанные сроки сведения согласно приложению N 6*.
________________
* Приложение не приводится. - Примечание изготовителя базы данных
11. Установить, что требования пунктов 1, 3-7 настоящего указания применяются до внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты.
Начальник Департамента -
главный государственный инспектор
безопасности дорожного движения
Российской Федерации
генерал-лейтенант милиции
В.Н.Кирьянов
Порядок отнесения транспортных средств, в конструкцию которых вносятся изменения, необходимые для их допуска к перевозке опасных грузов, к транспортным средствам EX/III и MEMU
Настоящий порядок применяется в отношении транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, в конструкцию которых вносятся изменения, необходимые для их допуска к перевозке опасных грузов в качестве транспортных средств EX/III и MEMU.
Контроль за внесением изменений в конструкцию указанных транспортных средств, осуществляется согласно требованиям приложения N 2 к приказу МВД России от 7 декабря 2000 года N 1240.
Для идентификации транспортного средства и проверки его соответствия требованиям Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов и Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом соответствующее подразделение ГИБДД направляет (по почте или факсу (495) 620-67-25, (495) 620-68-02) в Департамент ОБДД МВД России копию заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства (далее - заключение).
По результатам рассмотрения инициатору обращения направляется (по почте или факсу) соответствующее решение.
После совершения регистрационных действий, связанных с изменением регистрационных данных транспортного средства после внесенных изменений в его конструкцию, в графы "Особые отметки" ПТС и свидетельства о регистрации переоборудованного транспортного средства вносится запись "Соответствует EX/III (или MEMU)", а также реквизиты (дата выдачи, номер) заключения уполномоченной организации и решения Департамента ОБДД МВД России.
При выдаче собственнику (владельцу) свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов в строку "6, Замечания" вносится запись "EX/III (или MEMU), свидетельство о регистрации (код) (серия) (номер)".
В целях сокращения временных и экономических затрат собственников (владельцев) транспортных средств, в конструкцию которых вносятся изменения, при рассмотрении заявления на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, рекомендовать указанным лицам до начала работ по внесению изменений самостоятельно или через соответствующее подразделение Госавтоинспекции направлять заключение в Департамент ОБДД МВД России для получения необходимых рекомендаций.
При наличии у собственника (владельца) транспортного средства оригинала указанных рекомендаций повторное направление заключения в Департамент ОБДД МВД России не требуется.
Департамент ОБДД МВД России
При составлении протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21_2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в ряде случаев допускаются отступления от требований положений части 2 статьи 28.2 указанного Кодекса, в частности, в отношении правильности и полноты изложения события административного правонарушения. На подобные недостатки указано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
В результате несоблюдения требований законодательства при составлении протоколов об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении судами прекращается.
В целях совершенствования производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21_2 КоАП РФ, рекомендуется излагать событие административного правонарушения в следующем виде:
Действие, ответственность | Изложение события административного правонарушения |
Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, предусмотренного правилами перевозки опасных грузов | В отношении водителя: |
В отношении юридического лица: | |
Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, предусмотренного правилами перевозки опасных грузов | В отношении водителя: |
В отношении должностного лица: | |
В отношении юридического лица: | |
* Применяется только в отношении перевозок на транспортных средствах EX/II, EX/III, FL, AT или OX, выполняемых в режиме Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов, так как правила перевозки опасных грузов не содержат требования к водителю иметь при себе свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, если перевозка не связана с пересечением государственной границы Российской Федерации. | |
Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим специального разрешения, предусмотренного правилами перевозки опасных грузов | Не применяется, так как правила перевозки опасных грузов не содержат требования к водителю иметь при себе специальное разрешение. |
Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим согласованного маршрута перевозки, предусмотренного правилами перевозки опасных грузов | В отношении водителя: |
В отношении юридического лица: | |
Примечание: На основании пункта 2.6.2 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и разъяснений Департамента ОБДД МВД России по применению отдельных положений указанных Правил от 15 февраля 2007 года N 13/2-21 и 28 июня 2007 года N 13/2-124 маршрут подлежит обязательному согласованию с подразделениями Госавтоинспекции в следующих случаях: | |
- при перевозке "особо опасных" грузов; | |
Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим аварийной карточки системы. информации об опасности, предусмотренной правилами перевозки опасных грузов | В отношении водителя: |
В отношении должностного лица: | |
В отношении юридического лица: | |
Перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов | В отношении водителя: |
а) вывод выпускной трубы глушителя не соответствует требованиям пункта 4.1.2 правил перевозки опасных грузов; | |
В отношении должностного лица: | |
В отношении юридического лица: | |
Перевозка опасных грузов на транспортном средстве, на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности, предусмотренные правилами перевозки опасных грузов | В отношении водителя: |
В отношении должностного лица: | |
В отношении юридического лица: | |
Перевозка опасных грузов на транспортном средстве, на котором отсутствует оборудование, применяемое для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, предусмотренное правилами перевозки опасных грузов | В отношении водителя: |
В отношении должностного лица: | |
В отношении юридического лица: | |
Перевозка опасных грузов на транспортном средстве, на котором отсутствуют средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, предусмотренные правилами перевозки опасных грузов | В отношении водителя: |
В отношении должностного лица: | |
В отношении юридического лица: | |
Несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов | В отношении водителя: |
В соответствии со статьей 96 Трудового кодекса Российской Федерации ночным временем является период времени с 22 до 6 часов. | |
Нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи | В отношении водителя: |
В отношении должностного лица: | |
В отношении юридического лица: | |
б) в сопровождении лица, не имеющего свидетельства, удостоверяющего его право на сопровождение данного груза, предусмотренного пунктом 5.2.2 правил перевозки опасных грузов; |