Министерство внутренних дел Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

УКАЗАНИЕ

от 18 февраля 2009 года N 13/2-33

О перевозках опасных грузов автомобильным транспортом



В результате изучения деятельности подразделений Госавтоинспекции, а также обобщения сведений о ходе выполнения указания Департамента ОБДД МВД России от 14 февраля 2008 года N 13/2-19 установлено, что в ряде субъектов Российской Федерации имеют место существенные недостатки в организации деятельности по контролю за перевозками опасных грузов автомобильным транспортом.

Так, в 26 субъектах Российской Федерации не обеспечена своевременная установка (замена) дорожных знаков, определяющих направление движения транспортных средств с опасными грузами.

В 942 подразделениях ГИБДД отсутствуют сотрудники, имеющие специальную подготовку в области перевозки опасных грузов.

Вопросы контроля за перевозками опасных грузов неоправданно возлагаются исключительно на подразделения дорожной инспекции и организации движения. Такое положение отмечено в 24 управлениях ГИБДД. В 36 территориальных органах управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации ответственные по линии ДПС за данное направление работы не назначены.

Как следствие, в отдельных подразделениях ГИБДД ГУВД по Кемеровской, Нижегородской и Московской областям необоснованно возбуждено около 30% дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21_2 КоАП РФ.

В целом по стране при выявлении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.21_2 КоАП РФ, допущенных водителями транспортных средств, дела об административных правонарушениях в отношении должностных лиц, ответственных за перевозку, возбуждаются лишь в каждом двадцатом случае, а в отношении юридических лиц - практически не возбуждаются.

Имеются факты, когда подразделения Госавтоинспекции в порядке контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств при их отнесении к EX/III выдают соответствующие свидетельства на основании заключений, не предусматривающих соблюдение требований Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее - ДОПОГ) в полном объеме.

В целях совершенствования деятельности Госавтоинспекции по контролю за перевозками опасных грузов -

предлагаю:

1. Рассмотреть вопрос о назначении по направлениям деятельности ответственных за организацию и осуществление контрольной деятельности ГИБДД в области перевозки опасных грузов и обеспечить их начальную подготовку и своевременную переподготовку в специализированных образовательных учреждениях.

2. Организовать изучение личным составом подразделений Госавтоинспекции и применение положений ДОПОГ, действующих с 1 января 2009 года, в том числе в части, касающейся перевозок, осуществляемых в пределах Российской Федерации.

3. Обеспечить, начиная с 1 июля 2009 года, контроль за применением положений ДОПОГ в отношении использования и конструкции смесительно-зарядных машин (MEMU). Допуск указанных транспортных средств к перевозке осуществлять путем выдачи в установленном порядке свидетельств о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов. В целях реализации названных положений информировать собственников (владельцев) указанных транспортных средств о предъявляемых требованиях и их обоснованности.

4. Обеспечить при проведении плановых и внеплановых проверок за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями положений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения контроль за соответствием квалификации и стажа работы водителей, осуществляющих перевозки опасных грузов, требованиям Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

5. Вменить в обязанности сотрудникам Госавтоинспекции, осуществляющим подготовку документов к согласованию маршрутов перевозки опасных грузов, проверку и при необходимости внесение в графы "Места стоянок" и "Места заправок топливом" бланка маршрута перевозки опасных грузов сведений о расположении на пути следования транспортных средств мест стоянок и заправок, находящихся на обслуживаемой территории.

6. Усилить контроль за соответствием транспортных средств, в конструкцию которых внесены изменения, необходимые для их допуска к перевозке опасных грузов, требованиям ДОПОГ и Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Установить, что, начиная с 1 апреля 2009 года, внесение записей в паспорта транспортных средств и регистрационные документы о соответствии конструкции таких транспортных средств EX/III и MEMU производится только на основании положительного заключения Департамента ОБДД МВД России, выдаваемого в порядке, предусмотренном приложением N 1 к настоящему указанию.

7. Установить, что к материалам согласований маршрутов перевозки опасных грузов, подлежащим хранению в соответствии с требованиями приказа МВД России от 8 июня 1999 года N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", относятся:

- первый экземпляр согласованного маршрута перевозки - в случае перевозки "особо опасных" грузов или перевозки, выполняемой колонной, состоящей более чем из трех механических транспортных средств;

- копия разрешения на перевозку, выданная органом внутренних дел, - в случае его оформления на отдельном бланке;

- копии свидетельств о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов - в случае перевозки опасных грузов на транспортных средствах EX/II, EX/III, FL, OX, AT или MEMU.

8. Принять дополнительные меры, направленные на исключение недостатков в оформлении протоколов об административных правонарушениях. Использовать в этой работе прилагаемые рекомендации (приложение N 2).

9. Довести требования настоящего указания, а также разъяснения по применению отдельных положений Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (приложение N 3), сведения о ходе выполнения указания Департамента ОБДД МВД России от 14 февраля 2008 года N 13/2-19 (приложение N 4) и поступившую в Департамент ОБДД МВД России информацию о дорожно-транспортных происшествиях при перевозках опасных грузов (приложение N 5* ) до сведения сотрудников Госавтоинспекции в части, их касающейся.  

________________
* Приложение не приводится. - Примечание изготовителя базы данных

10. Сообщить в Департамент ОБДД МВД России в указанные сроки сведения согласно приложению N 6*.

________________
* Приложение не приводится. - Примечание изготовителя базы данных

11. Установить, что требования пунктов 1, 3-7 настоящего указания применяются до внесения изменений в соответствующие нормативные правовые акты.

Начальник Департамента -
главный государственный инспектор
безопасности дорожного движения
Российской Федерации
генерал-лейтенант милиции
В.Н.Кирьянов

     

     

Приложение N 1
к указанию главного
государственного инспектора
безопасности дорожного движения
Российской Федерации
от 18 февраля 2009 года N 13/2-33

     

Порядок отнесения транспортных средств, в конструкцию которых вносятся изменения, необходимые для их допуска к перевозке опасных грузов, к транспортным средствам EX/III и MEMU



Настоящий порядок применяется в отношении транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, в конструкцию которых вносятся изменения, необходимые для их допуска к перевозке опасных грузов в качестве транспортных средств EX/III и MEMU.

Контроль за внесением изменений в конструкцию указанных транспортных средств, осуществляется согласно требованиям приложения N 2 к приказу МВД России от 7 декабря 2000 года N 1240.

Для идентификации транспортного средства и проверки его соответствия требованиям Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов и Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом соответствующее подразделение ГИБДД направляет (по почте или факсу (495) 620-67-25, (495) 620-68-02) в Департамент ОБДД МВД России копию заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию транспортного средства (далее - заключение).

По результатам рассмотрения инициатору обращения направляется (по почте или факсу) соответствующее решение.

После совершения регистрационных действий, связанных с изменением регистрационных данных транспортного средства после внесенных изменений в его конструкцию, в графы "Особые отметки" ПТС и свидетельства о регистрации переоборудованного транспортного средства вносится запись "Соответствует EX/III (или MEMU)", а также реквизиты (дата выдачи, номер) заключения уполномоченной организации и решения Департамента ОБДД МВД России.

При выдаче собственнику (владельцу) свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов в строку "6, Замечания" вносится запись "EX/III (или MEMU), свидетельство о регистрации (код) (серия) (номер)".

В целях сокращения временных и экономических затрат собственников (владельцев) транспортных средств, в конструкцию которых вносятся изменения, при рассмотрении заявления на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, рекомендовать указанным лицам до начала работ по внесению изменений самостоятельно или через соответствующее подразделение Госавтоинспекции направлять заключение в Департамент ОБДД МВД России для получения необходимых рекомендаций.

При наличии у собственника (владельца) транспортного средства оригинала указанных рекомендаций повторное направление заключения в Департамент ОБДД МВД России не требуется.

Департамент ОБДД МВД России

     

     

Приложение N 2
к указанию главного
государственного инспектора
безопасности дорожного движения
Российской Федерации
от 18 февраля 2009 года N 13/2-33



При составлении протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21_2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в ряде случаев допускаются отступления от требований положений части 2 статьи 28.2 указанного Кодекса, в частности, в отношении правильности и полноты изложения события административного правонарушения. На подобные недостатки указано в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

В результате несоблюдения требований законодательства при составлении протоколов об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении судами прекращается.

В целях совершенствования производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21_2 КоАП РФ, рекомендуется излагать событие административного правонарушения в следующем виде:

Действие, ответственность
за совершение которого
установлена частью 1
статьи 12.21_2 КоАП РФ

Изложение события административного правонарушения

Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, предусмотренного правилами перевозки опасных грузов

В отношении водителя:

Перевозил (количество и наименование опасного груза, N ООН), не имея свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, предусмотренного пунктом 5.1.9 правил перевозки опасных грузов.

В отношении должностного лица:

Являясь должностным лицом, ответственным за перевозку, допустил к перевозке (количество и наименование опасного груза, N ООН) водителя (фамилия и инициалы), не имеющего свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, предусмотренного пунктом 5.1.9 правил перевозки опасных грузов.

В отношении юридического лица:

Допуск к перевозке (количество и наименование опасного груза, N ООН) водителя (фамилия и инициалы), не имеющего свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, предусмотренного пунктом 5.1.9 правил перевозки опасных грузов.

Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, предусмотренного правилами перевозки опасных грузов

В отношении водителя:

Осуществлял международную* перевозку (количество и наименование опасного груза, N ООН), не имея свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, предусмотренного пунктом 8.1.2.2 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов.

В отношении должностного лица:

Являясь должностным лицом, ответственным за перевозку, допустил к международной* перевозке (количество и наименование опасного груза, N ООН) водителя (фамилия и инициалы), не имеющего свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, предусмотренного пунктом 8.1.2.2 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов.

В отношении юридического лица:

Допуск к международной* перевозке (количество и наименование опасного груза, N ООН) водителя (фамилия и инициалы), не имеющего свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, предусмотренного пунктом 8.1.2.2 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов.

* Применяется только в отношении перевозок на транспортных средствах EX/II, EX/III, FL, AT или OX, выполняемых в режиме Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов, так как правила перевозки опасных грузов не содержат требования к водителю иметь при себе свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, если перевозка не связана с пересечением государственной границы Российской Федерации.

Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим специального разрешения, предусмотренного правилами перевозки опасных грузов

Не применяется, так как правила перевозки опасных грузов не содержат требования к водителю иметь при себе специальное разрешение.

Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим согласованного маршрута перевозки, предусмотренного правилами перевозки опасных грузов

В отношении водителя:

Перевозил (количество и наименование опасного груза, N ООН), не имея согласованного с Госавтоинспекцией маршрута перевозки, предусмотренного пунктом 5.1.9 правил перевозки опасных грузов.

В отношении должностного лица:

Являясь должностным лицом, ответственным за перевозку, допустил к перевозке (количество и наименование опасного груза, N ООН) водителя (фамилия и инициалы), не имеющего согласованного с Госавтоинспекцией маршрута перевозки, предусмотренного пунктом 5.1.9 правил перевозки опасных грузов.

В отношении юридического лица:

Допуск к перевозке (количество и наименование опасного груза, N ООН) водителя (фамилия и инициалы), не имеющего согласованного с Госавтоинспекцией маршрута перевозки, предусмотренного пунктом 5.1.9 правил перевозки опасных грузов.

Примечание: На основании пункта 2.6.2 Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и разъяснений Департамента ОБДД МВД России по применению отдельных положений указанных Правил от 15 февраля 2007 года N 13/2-21 и 28 июня 2007 года N 13/2-124 маршрут подлежит обязательному согласованию с подразделениями Госавтоинспекции в следующих случаях:

- при перевозке "особо опасных" грузов;

- при перевозке опасных грузов (независимо от степени их опасности), выполняемой колонной, состоящей более чем из 3 механических транспортных средств;

- при перевозке опасных грузов (независимо от степени их опасности) на объекты, находящиеся в зоне действия дорожного знака "Движение транспортных средств с опасными грузами запрещено".

Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим аварийной карточки системы. информации об опасности, предусмотренной правилами перевозки опасных грузов

В отношении водителя:

Перевозил (количество и наименование опасного груза, N ООН), не имея аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренной пунктом 5.1.9 правил перевозки опасных грузов.

В отношении должностного лица:

Являясь должностным лицом, ответственным за перевозку, допустил к перевозке (количество и наименование опасного груза, N ООН) водителя (фамилия и инициалы), не имеющего аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренной пунктом 5.1.9 правил перевозки опасных грузов.

В отношении юридического лица:

Допуск к перевозке (количество и наименование опасного груза, N ООН) водителя (фамилия и инициалы), не имеющего аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренной пунктом 5.1.9 правил перевозки опасных грузов.

Перевозка опасных грузов на транспортном средстве, конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов

В отношении водителя:

Перевозил (количество и наименование опасного груза, N ООН) на транспортном средстве (марка, государственный регистрационный знак), у которого (указать конкретно, в чем заключается несоответствие конструкции транспортного средства), например:

а) вывод выпускной трубы глушителя не соответствует требованиям пункта 4.1.2 правил перевозки опасных грузов;

б) защита топливного бака не соответствует требованиям пункта 4.1.2 правил перевозки опасных грузов;

в) отсутствует защита электропроводки бесшовной оболочкой, предусмотренной пунктом 4.1.4 правил перевозки опасных грузов;

г) крепление (либо расположение) электропроводки не соответствует требованиям пункта 4.1.4 правил перевозки опасных грузов;

д) отсутствует приспособление для отключения аккумулятора от электрической цепи, предусмотренное пунктом 4.1.4 правил перевозки опасных грузов;

е) отсутствует бампер сзади цистерны, предусмотренный пунктом 4.1.7 правил перевозки опасных грузов.

В отношении должностного лица:

Являясь должностным лицом, ответственным за перевозку, допустил перевозку (количество и наименование опасного груза, N ООН) на транспортном средстве (марка, государственный регистрационный знак), у которого (указать конкретно, в чем заключается несоответствие конструкции транспортного средства, смотри приведенные выше примеры).

В отношении юридического лица:

Перевозка (количество и наименование опасного груза, N ООН) на транспортном средстве (марка, государственный регистрационный знак), у которого (указать конкретно, в чем заключается несоответствие конструкции транспортного средства, смотри приведенные выше примеры).

Перевозка опасных грузов на транспортном средстве, на котором отсутствуют элементы системы информации об опасности, предусмотренные правилами перевозки опасных грузов

В отношении водителя:

Осуществлял перевозку (количество и наименование опасного груза, N ООН) на транспортном средстве (марка, государственный регистрационный знак), на котором отсутствовали (либо не соответствовали перевозимому грузу) информационные таблицы, предусмотренные пунктом 4.1.10 правил перевозки опасных грузов.

В отношении должностного лица:

Являясь должностным лицом, ответственным за перевозку, допустил перевозку (количество и наименование опасного груза, N ООН) на транспортном средстве (марка, государственный регистрационный знак), на котором отсутствовали (либо не соответствовали перевозимому грузу) информационные таблицы, предусмотренные пунктом 4.1.1.0 правил перевозки опасных грузов.

В отношении юридического лица:

Перевозка (количество и наименование опасного груза, N ООН) на транспортном средстве (марка, государственный регистрационный знак), на котором отсутствовали (либо не соответствовали перевозимому грузу) информационные таблицы, предусмотренные пунктом 4.1.10 правил перевозки опасных грузов.

Перевозка опасных грузов на транспортном средстве, на котором отсутствует оборудование, применяемое для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, предусмотренное правилами перевозки опасных грузов

В отношении водителя:

Осуществлял перевозку (количество и наименование опасного груза, N ООН) на транспортном средстве (марка, государственный регистрационный знак), на котором отсутствовали (указать конкретно, какое оборудование отсутствовало либо находилось в состоянии, непригодном для использования), например:

а) огнетушители, предусмотренные пунктом 4.1.9 правил перевозки опасных грузов;

б) лопата, предусмотренная пунктом 4.1.9 правил перевозки опасных грузов;

в) фонари автономного питания, предусмотренные пунктом 4.1.9 правил перевозки опасных грузов;

В отношении должностного лица:

Являясь должностным лицом, ответственным за перевозку, допустил перевозку (количество и наименование опасного груза, N ООН) на транспортном средстве (марка, государственный регистрационный знак), на котором отсутствовали (указать конкретно, какое оборудование отсутствовало либо находилось в состоянии, непригодном для использования, смотри приведенные выше примеры).

В отношении юридического лица:

Перевозка (количество и наименование опасного груза, N ООН) на транспортном средстве (марка, государственный регистрационный знак), на котором отсутствовали (указать конкретно, какое оборудование отсутствовало либо находилось в состоянии, непригодном для использования, смотри приведенные выше примеры).

Перевозка опасных грузов на транспортном средстве, на котором отсутствуют средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов, предусмотренные правилами перевозки опасных грузов

В отношении водителя:

Осуществлял перевозку (количество и наименование опасного груза, N ООН) на транспортном средстве (марка, государственный регистрационный знак), на котором отсутствовали указанные в аварийной карточке (указать конкретно, какие средства отсутствовали либо находилось в состоянии, непригодном для использования, например, средства нейтрализации перевозимого вещества или средства индивидуальной защиты), предусмотренные пунктом 4.1.9 правил перевозки опасных грузов.

В отношении должностного лица:

Являясь должностным лицом, ответственным за перевозку, допустил перевозку (количество и наименование опасного груза, N ООН) на транспортном средстве (марка, государственный регистрационный знак), на котором отсутствовали указанные в аварийной карточке (указать конкретно, какие средства отсутствовали либо находилось в состоянии, непригодном для использования, например, средства нейтрализации перевозимого вещества или средства индивидуальной защиты), предусмотренные пунктом 4.1.9 правил перевозки опасных грузов.

В отношении юридического лица:

Перевозка (количество и наименование опасного груза, N ООН) на транспортном средстве (марка, государственный регистрационный знак), на котором отсутствовали указанные в аварийной карточке (указать конкретно, какие средства отсутствовали либо находилось в состоянии, непригодном для использования, например, средства нейтрализации перевозимого вещества или средства индивидуальной защиты), предусмотренные пунктом 4.1.9 правил перевозки опасных грузов.

Несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов

В отношении водителя:

Перевозил (указать количество и наименование опасного груза, N ООН и какие конкретно условия перевозки не соблюдены), например:

а) отклонился от согласованного с Госавтоинспекцией маршрута перевозки, чем нарушил требования пункта 5.1.10 правил перевозки опасных грузов;

б) без сопровождения автомобилем, оборудованным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета, чем нарушил требования пункта 2.10.5 правил перевозки опасных грузов;

в) превысил скорость движения, установленную Госавтоинспекцией при согласовании маршрута перевозки, чем нарушил требования пункта 2.10.1 правил перевозки опасных грузов;

г) в ночное время*, что запрещено Госавтоинспекцией при согласовании маршрута перевозки, чем нарушил требования пункта 2.10.2 правил перевозки опасных грузов;

д) без сопровождения патрульным автомобилем ГИБДД, назначенным Госавтоинспекцией при согласовании маршрута перевозки, чем нарушил требования пункта 2.10.5 правил перевозки опасных грузов.

В соответствии со статьей 96 Трудового кодекса Российской Федерации ночным временем является период времени с 22 до 6 часов.

Нарушение правил перевозки опасных грузов, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи

В отношении водителя:

Перевозил (указать количество и наименование опасного груза, N ООН и какие конкретно требования правил не соблюдены), например:

а) осуществил стоянку в населенном пункте, чем нарушил требования пункта 2.10.13 правил перевозки опасных грузов;

б) курил в кабине транспортного средства, чем нарушил требования пункта 5.1.16 правил перевозки опасных грузов;

в) не включил фары ближнего света, чем нарушил требования пункта 2.10.7 правил перевозки опасных грузов.

В отношении должностного лица:

Являясь должностным лицом, ответственным за перевозку, допустил к перевозке (указать количество и наименование опасного груза, N ООН и какие конкретно требования правил не соблюдены), например:

а) в упаковке, не имеющей маркировки, предусмотренной пунктом 4.2.16 правил перевозки опасных грузов;

б) в сопровождении лица, не имеющего свидетельства, удостоверяющего его право на сопровождение данного груза, предусмотренного пунктом 5.2.2 правил перевозки опасных грузов;

в) водителя (фамилия и инициалы), имеющего непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства (указать категорию) менее 3 лет, предусмотренный пунктом 5.1.8 правил перевозки опасных грузов.

В отношении юридического лица:

Перевозка (указать количество и наименование опасного груза, N ООН и какие конкретно требования правил не соблюдены), например:

а) в упаковке, не имеющей маркировки, предусмотренной пунктом 4.2.16 правил перевозки опасных грузов;

б) в сопровождении лица, не имеющего свидетельства, удостоверяющего его право на сопровождение данного груза, предусмотренного пунктом 5.2.2 правил перевозки опасных грузов;

Допуск к перевозке (указать количество и наименование опасного груза, N ООН) водителя (фамилия и инициалы), имеющего непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства (указать категорию) менее 3 лет, предусмотренный пунктом 5.1.8 правил перевозки опасных грузов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»