Действующий

О перевозках опасных грузов автомобильным транспортом

Разъяснения по применению отдельных положений правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

(подготовлены с у четом обращений в МВД России)

_______________

Далее - "Правила".


Предприятие для производства прострелочно-взрытых работ применяет взрывчатые материалы, имеющие классификационные коды 1.1B, 1.1D, 1.3С, 1.3G, 1.4D, 1.4G и 1.4S. Их перевозка к местам проведения работ осуществляется специальными автотранспортными средствами, оснащенными локализаторами взрыва взрывчатых материалов группы совместимости В, которые допущены к применению Ростехнадзором.


В разных регионах страны сотрудники ГИБДД не однозначно трактуют положения Правил и ДОПОГ в отношении перевозки ограниченного количества и возможности совместной перевозки различных взрывчатых материалов, а также вооруженного сопровождения указанных перевозок. Прошу дать разъяснения.

Порядок перевозки взрывчатых материалов по автомобильным дорогам общего пользования регламентирован Правилами. К компетенции Ростехнадзора решение вопросов, связанных с такими перевозками, не отнесено.

Согласно Правилам отдельные упакованные взрывчатые материалы в ограниченных количествах могут перевозиться как неопасные грузы в том случае, когда их количество на транспортной единице (термин "транспортная единица" означает автотранспортное средство, к которому не прицеплен прицеп, или состав, состоящий из автотранспортного средства и сцепленного с ним прицепа) не превышает значений, установленных ДОПОГ, а также при соблюдении ряда других требований, предписанных в подразделе 1.1.3.6 ДОПОГ.

В соответствии с ДОПОГ для взрывчатых веществ и изделий, имеющих классификационные коды 1.1В, 1.1D, 1.3C и 1.3G, максимальное количество не должно превышать 20 кг (для изделий - масса нетто взрывчатого вещества), имеющих классификационные коды 1.4D и 1.4G - 333 кг, имеющих классификационный код 1.4S - не ограничено.

Положения, касающиеся погрузки в одно и то же транспортное средство или в один и тот же контейнер взрывчатых веществ и изделий, отнесенных к различным группам совместимости (см. раздел 7.5.2 ДОПОГ), применяются независимо от количества груза.

В то же время ДОПОГ предусматривает возможность совместной перевозки упаковок с взрывчатыми материалами, отнесенными к группам совместимости В и D, только в том случае, когда способ их разделения утвержден компетентным органом. В связи с тем, что в настоящее время указанный орган не определен, основания для допущения такой перевозки отсутствуют.

На основании пунктов 2.3.5 и 6.1.4 Правил перевозка взрывчатых веществ (независимо от степени их опасности) должна сопровождаться лицом, знающим свойства груза и умеющим обращаться с ним. Допускается, что таким лицом может быть работник, имеющий право на производство работ с взрывчатыми веществами. Однако согласно Правилам обязанность по охране груза на него не возлагается.

Кроме того, порядок осуществления перевозок взрывчатых материалов промышленного назначениями регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000 года N 513 "О мерах по усилению государственного контроля за производством, распространением и применением взрывчатых веществ и отходов их производства, а также средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий в Российской Федерации", согласно которому перевозка указанных материалов осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом внутренних дел, в котором могут быть конкретизированы требования к охране груза в пути следования.

Допустимо ли указывать в одном маршрутном листе несколько различных маршрутов перевозки опасных грузов, проходящих в пределах одного субъекта Российской Федерации?


Установленные Правилами бланк маршрута перевозки опасного груза и порядок выдачи разрешения на перевозку не предусматривают включение в указанный бланк нескольких различных маршрутов перевозки.

За отсутствие на бензовозе опознавательного знака "Ограничение скорости" инспектор ДПС возбудил дело об административном правонарушении по статье 12.21_2 КоАП РФ. Правомерны ли действия инспектора?


В соответствии с пунктом 2.10.1 Правил опознавательный знак "Ограничение скорости" с указанием допустимой скорости должен быть установлен на транспортных средствах с опасными грузами, если ограничение скорости было установлено Госавтоинспекцией при согласовании маршрута перевозки.

Поскольку бензин не является "особо опасным грузом" и маршрут его перевозки на одной транспортной единице с Госавтоинспекцией не согласовывался, установка такого знака на бензовозе не требуется. Следовательно, действия инспектора ДПС являются неправомерными. (В связи с изменением законодательства, регламентирующего полномочия органов внутренних дел и требования к конструкции транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, положения ПОГАТ, касающиеся конструкции транспортных средств, а также выдачи разрешений на перевозку "особо опасных грузов" и согласования маршрутов перевозки опасных грузов подразделениями органов внутренних дел не применяются).


В отношении водителя, осуществляющего перевозку дизельного топлива в ограниченном количестве (400 литров), за отсутствие ДОПОГ-свидетельства и маркировки на таре с опасным грузом возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.21_2 КоАП РФ. Правомерны ли такие действия?


Согласно Правилам опасные грузы могут перевозиться как неопасные в том случае, когда их количество на транспортной единице не превышает значений, установленных ДОПОГ, а также при соблюдении ряда других требований, предписанных в подразделе 1.1.3.6 ДОПОГ. Одним из таких требований является наличие на таре маркировки в виде номера ООН, к которому отнесено опасное вещество, и соответствующего знака опасности.

В рассматриваемом случае предъявляемые требования были соблюдены только в отношении количества груза. Поэтому такая перевозка не рассматривается как перевозка неопасного груза и, следовательно, при ее осуществлении требования Правил, включая наличие у водителя ДОПОГ-свидетельства, должны выполняться в полном объеме. В связи с этим дело об административном правонарушении возбуждено обоснованно.

При согласовании с подразделениями Госавтоинспекции маршрутов перевозка "особо опасных грузов", проходящих по нескольким субъектам Российской Федерации, предприятия несут значительные расходы. Прошу рассмотреть возможность продления срока действительности согласования с 6 месяцев до 1 года.


Максимальные сроки, на которые выдается разрешение на перевозку опасных грузов и в течение которых действителен согласованный с подразделениями Госавтоинспекции маршрут перевозки указанных грузов, определен Правилами.

МВД России, к компетенции которого не отнесено нормативно-правовое регулирование в области перевозок грузов, не вправе вносить изменения в указанные Правила. (В связи с изменением законодательства, регламентирующего полномочия органов внутренних дел и требования к конструкции транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, положения ПОГАТ, касающиеся конструкции транспортных средств, а также, выдачи разрешений на перевозку "особо опасных грузов" и согласования маршрутов перевозки опасных грузов подразделениями органов внутренних дел не применяются).