Комментарий к Федеральному закону от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (постатейный)

Комментарий к статье 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


В комментируемой статье определен понятийный аппарат, который используется комментируемым Законом. По общему правилу юридической техники определения понятий (предписания-дефиниции) включаются в законодательные акты в следующих случаях: когда юридический (правовой) термин сформирован с использованием специальных слов - редких либо малоупотребительных иностранных слов, а также переосмысленных общеупотребительных слов; когда правовое понятие формируется из слов, позволяющих неоднозначно истолковывать его смысл, порождающих разнообразные смысловые ассоциации.

Понятийный аппарат, использовавшийся Законом 2001 года о лицензировании, был определен в его ст.2. Как упоминалось выше (см. введение), авторами законопроекта, принятого в качестве комментируемого Закона, отмечалось, что в данном Законе этот понятийный аппарат уточнен и дополнен. В отношении определений основных понятий, изложенных в комментируемой статье, необходимо отметить следующее.

Лицензирование (п.1).

Данное ключевое понятие было определено в п.1 ст.2 Закона 2001 года о лицензировании (в ред. Федерального закона от 2 июля 2005 года N 80-ФЗ) следующим образом: мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Как видно, данное определение в п.1 комментируемой статьи претерпело изменения, но не носящие радикального характера. Существенными являются лишь два момента. Во-первых, в определение включено указание на то, что продление срока действия лицензий осуществляется в случае, если федеральными законами предусмотрено ограничение срока действия лицензий. Данное изменение учитывает нововведение комментируемого Закона о бессрочном действии лицензии (см. Ст.9 Закона и комментарий к ней). Во-вторых, из определения исключено указание на то, что действие лицензий приостанавливается лишь в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий. Тем самым учтены изменения правовой регламентации приостановления действия лицензии (см. Ст.20 Закона и комментарий к ней).

Лицензия (п.2).

В пункте 1 ст.2 Закона 2001 года о лицензировании (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ) это понятие определялось как специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на бумажном носителе. Там же предусматривалось, что в случае если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость предоставления документа, подтверждающего наличие лицензии, в форме электронного документа, такой документ выдается лицензирующим органом в форме электронного документа.

Данные положения объединены в п.2 комментируемой статьи в одно, и это представляется более удачным, поскольку второе положение не являлось нормой-дефиницией и представляло собой самостоятельное правило. Это правило вошло в норму ч.9 ст.14 комментируемого Закона, устанавливающую, что в случае если в заявлении о предоставлении лицензии указывается на необходимость предоставления лицензии в форме электронного документа, лицензирующим органом направляется в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, лицензиату лицензия или соискателю лицензии уведомление об отказе в предоставлении лицензии.

Лицензируемый вид деятельности (п.3).

Это понятие было определено в п.1 ст.2 Закона 2001 года о лицензировании как вид деятельности, на осуществление которого на территории РФ требуется получение лицензии в соответствии с данным Законом. Соответственно, в положении п.3 комментируемой статьи в это определение включено указание на виды деятельности, на осуществление которых требуется получение лицензии в соответствии с федеральными законами, указанными в ч.3 ст.1 комментируемого Закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности. Речь идет о видах деятельности, при осуществлении лицензирования которых комментируемый Закон не применяется. Таким образом, понятием "лицензируемый вид деятельности" теперь охватывается любой вид деятельности, на осуществление которого требуется получение лицензии, а не только те виды деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с комментируемым Законом.

Федеральным законом от 4 марта 2013 года N 22-ФЗ рассматриваемый пункт дополнен положением о том, что лицензия требуется для осуществления деятельности не только на территории России, но и на иных территориях, над которыми Россия осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права. Тем самым учтено положение ч.2 ст.67 Конституции РФ, в соответствии с которым Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Согласно же ч.1 указанной статьи территория России включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

________________

www.pravo.gov.ru. 2013. 4 марта.


Лицензирующие органы (п.4).

Данное понятие определялось в п.1 ст.2 Закона 2001 года о лицензировании как федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование в соответствии с названным Законом. В отличие от этого определения в п.4 комментируемой статьи указано, что органы исполнительной власти субъектов РФ являются лицензирующими органами лишь в случае передачи им осуществления полномочий России в области лицензирования. Это изменение предопределено новеллой комментируемого Закона о разграничении полномочий органов исполнительной власти России и субъектов РФ в области лицензирования. Полномочия по лицензированию органами исполнительной власти субъектов РФ могут осуществляться только в случае делегирования им в установленном законом порядке полномочий России в этой сфере государственного регулирования (см. Ст.6 Закона и комментарий к ней). Рассматриваемый пункт Федеральным законом от 19 октября 2011 года N 283-ФЗ изложен полностью в новой редакции, но изменения носят лишь уточняющий характер.

________________

СЗ РФ. 2011. N 43. Ст.5971.


Соискатель лицензии (п.5). Лицензиат (п.6).

Понятие "лицензиат" было определено в п.1 ст.2 Закона 2001 года о лицензировании как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности, а понятие "соискатель лицензии" там же - как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности. Эти определения воспроизведены в положениях п.5 и 6 комментируемой статьи без существенных изменений, в них лишь исключено указание на осуществление конкретного вида деятельности.

Лицензионные требования (п.7).

Закон 2001 года о лицензировании использовал иное понятие - "лицензионные требования и условия", определяя его в п.1 ст.2 как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Как видно, новым в п.7 комментируемой статьи является указание, во-первых, на соответствующие требования законодательства РФ, на которых должны быть основаны лицензионные требования, и, во-вторых, на необходимость обеспечения достижения целей лицензирования. О "соответствующих" требованиях законодательства РФ указано в ч.2 ст.2 комментируемого Закона, определяющей задачи лицензирования отдельных видов деятельности: такими задачами являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем требований, которые установлены данным Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ; соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Место осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (п.8).

Определение данного понятия (в юридико-технических целях введено его сокращенное обозначение "место осуществления лицензируемого вида деятельности") в Законе 2001 года о лицензировании не содержалось. Авторами законопроекта, принятого в качестве комментируемого Закона, отмечалось, что ранее при отсутствии четкого определения такого объекта в лицензию должны были быть вписаны все объекты, на которых или в которых осуществлялись лицензируемые виды деятельности; требование о внесении таких объектов в документ, подтверждающий наличие лицензии, и необходимость его переоформления при изменении адресов этих объектов приводили к тому, что в данном документе указывались в том числе здания и сооружения, не принадлежащие лицензиату и на которых (в которых) он только оказывал услуги (например, оказание услуг охраны или транспортных услуг).

Как отмечено в письме Росприроднадзора от 19 декабря 2011 года N ВК-08-03-36/16638 "О вступлении в силу Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", исходя из содержания понятия "место осуществления лицензируемого вида деятельности", соответствующим объектом не может быть город, регион России, субъект РФ или Россия в целом; объектом являются здания, помещения, сооружения или иные объекты, попадающие под данное понятие, принадлежащие соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании.

________________

СПС.


Следует подчеркнуть, что в п.8 комментируемой статьи содержится положение, согласно которому место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата. Согласно п.2 ст.54 части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Там же установлено, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. В соответствии с п.1 ст.20 данного Кодекса местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В комментируемую статью не вошло определение понятия "реестр лицензий", которое содержалось в п.1 ст.2 Закона 2001 года о лицензировании. Это понятие было определено как совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия лицензий и об аннулировании лицензий. Видимо, федеральный законодатель посчитал, что достаточно установления требований к содержанию реестра лицензий. Такие требования предусмотрены в ч.2 ст.21 комментируемого Закона (см. указанную статью и комментарий к ней).