1. Комментируемая статья определяет цели, задачи лицензирования отдельных видов деятельности и критерии определения лицензируемых видов деятельности. Закон 2001 года о лицензировании в рамках такой регламентации только определял критерии определения лицензируемых видов деятельности, указывая в ст.4, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В основе данного регулирования лежит норма ч.3 ст.55 Конституции РФ, в соответствии с которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. На это прямо указывалось в Определении КС РФ от 25 февраля 2010 года N 375-О-О, которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на изложенную выше ст.4 Закона 2001 года о лицензировании. В этой жалобе заявитель оспаривал конституционность указанной статьи в той части, в какой она относит к лицензируемым те виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам и здоровью граждан, поскольку полагал, что данные критерии носят неопределенный характер и позволяют относить к лицензируемым любые виды деятельности.
________________
СПС.
В качестве целей осуществления лицензирования отдельных видов в ч.1 комментируемой статьи названо предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Наряду с этим данная часть устанавливает, что осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.
Данные положения реализуют приведенную выше конституционную норму, закрепляющую цели, для достижения которых права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом.
2. Часть 2 комментируемой статьи называет задачи лицензирования отдельных видов деятельности - это предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (при этом в юридико-технических целях введены сокращенные обозначения: "юридическое лицо" и "индивидуальный предприниматель") требований, которые установлены комментируемым Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.
В данной части также установлено, во-первых, что соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии и, во-вторых, что их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Эти требования являются основой для установления лицензионных требований, понятие которых определено в п.7 ст.3 комментируемого Закона как совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства РФ и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования. В комментарии к данной статье указывалось, что Закон 2001 года о лицензировании использовал понятие "лицензионные требования и условия", определяемое в п.1 его ст.2 как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
3. В части 3 комментируемой статьи в рамках установления критериев определения лицензируемых видов деятельности предусмотрено, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение указанного в ч.1 данной статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Как упоминалось выше (см. введение), иными методами регулирования, нежели лицензирование, являются в том числе аккредитация, аттестация специалистов, контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов, включая обязательную сертификацию и декларирование соответствия продукции. Именно в связи с наличием иных методов регулирования в комментируемом Законе перечень лицензируемых видов деятельности сокращен по сравнению с Законом 2001 года о лицензировании.
Особо следует упомянуть о таком методе регулирования, как саморегулирование, понятие которого определено в ч.1 ст.2 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", - это самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
________________
СЗ РФ. 2007. N 49. Ст.6076.
В Постановлении КС РФ от 19 декабря 2005 года N 12-П сформулирована следующая правовая позиция в отношении этого метода регулирования:
________________
СЗ РФ. 2006. N 3. Ст.335.
Законом 2001 года о лицензировании необходимость лицензирования деятельности арбитражных управляющих не предусматривается. Соответственно, в Федеральном законе от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" лицензирование как форма государственного регулирования деятельности арбитражных управляющих заменена на иной, альтернативный механизм обеспечения стандартов профессиональной деятельности, предполагающий обязательность их членства в одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В такой замене проявляется конституционный принцип соразмерности в правовом регулировании экономической деятельности;
________________
СЗ РФ. 2002. N 43. Ст.4190.
создание саморегулируемых организаций арбитражных управляющих практически одновременно с отказом от лицензирования деятельности арбитражных управляющих означает, что государство переложило на эти организации часть своих публично-правовых функций. Такой подход напрямую связан с проводимой в Российской Федерации административной реформой, среди приоритетных направлений которой, согласно Указу Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах", - ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регламентирования, а также развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики.
________________
СЗ РФ. 2003. N 30. Ст.3046.
Как отмечалось в Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 10 июня 2011 года N 1021-р, оптимизация государственных функций связана со стимулированием развития саморегулирования; с 1 января 2006 года пять видов лицензирования заменены обязательным членством в саморегулируемых организациях; всего в России по состоянию на апрель 2011 года создано более 750 саморегулируемых организаций, охватывающих более 20 видов предпринимательской и профессиональной деятельности, государственную регистрацию которых осуществляют семь федеральных органов исполнительной власти; при этом требование об обязательном членстве субъектов бизнеса в соответствующих саморегулируемых организациях установлено в восьми видах предпринимательской и профессиональной деятельности.
________________
СЗ РФ. 2011. N 26. Ст.3826.