Управление Федеральной налоговой службы по г.Москве (далее - Управление), в связи с поступающими запросами налогоплательщиков и во избежание спорных ситуаций, просит разъяснить следующий вопрос.
Положениями статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определены операции по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, в результате совершения которых у налогоплательщиков возникает обязанность по исчислению и уплате в бюджет сумм налога на добавленную стоимость в качестве налогового агента.
Так, согласно пункту 4.1 статьи 161 Кодекса при реализации на территории Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации указанного имущества. В таких случаях налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Вместе с тем, согласно позиции Пленума ВАС РФ, выраженной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 N 11 "Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом" (далее - Постановление N 11), при реализации имущества должника, признанного банкротом, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в бюджет должником, поскольку требование об уплате названного налога согласно абзацу пятому пункта 2 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) относится к четвертой очереди текущих требований, в связи с чем, самостоятельное исчисление и перечисление налога на добавленную стоимость покупателем имущества должника прямо противоречит очередности удовлетворения требований кредиторов.
Данная позиция также находит свое отражение в письме ФНС России от 10.07.2013 N ЕД-4-3/12413@.
Вместе с тем в Письмах от 21.08.2013 N 03-07-11/34210, от 27.05.2013 N 03-07-11/19119 Минфин России подчеркнул, что при реализации на территории Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, исчисление и уплата налога на добавленную стоимость производится на основании положений пункта 4.1 статьи 161 Кодекса, а также указал, что позиция по данному вопросу не изменилась в связи с принятием Постановления N 11.
Таким образом, по мнению Управления, исчисление и уплата налога на добавленную стоимость в бюджет при реализации имущества должника, признанного в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротом, непосредственно самим должником противоречит положениям пункта 4.1 статьи 161 Кодекса, а также может являться причиной возможного неисполнения продавцом (должником) корреспондирующей обязанности по уплате суммы налога в бюджет, принятой к вычету покупателем этого имущества, в силу очередности удовлетворения требований кредиторов, предусмотренной Законом о банкротстве.
С учетом изложенного, просим подтвердить или опровергнуть позицию Управления по данному вопросу.
И.о. заместителя руководителя,
советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации
2 класса
С.С.Громова
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка