ПИСЬМО
от 29 января 2014 года N ГД-4-3/1430
О порядке применения НДС при реализации имущества банкротом
Федеральная налоговая служба, рассмотрев вопрос применения положений пункта 4.1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с учетом постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2013 N 11 (далее - Постановление Пленума ВАС РФ), касающегося уплаты налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и применения налоговых вычетов при реализации имущества должника, признанного банкротом, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 161 Кодекса при реализации на территории Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Таким образом, согласно указанной выше норме при реализации имущества банкрота обязанность по уплате НДС возлагается на налогового агента-покупателя, за исключением физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.
Вместе с тем, в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ указано на то, что применяя правило пункта 4.1 статьи 161 (в редакции Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ) Кодекса цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежит перечислению полностью (без удержания налога на добавленную стоимость) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов - должнику; эта сумма распределяется по правилам статей 134 и 138 Закона о банкротстве. При этом отмечается, что исходя из положений статьи 163 и пункта 4 статьи 166 Кодекса, НДС в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) должника, признанного банкротом, исчисляется должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивается в сроки, установленные пунктом 1 статьи 174 Кодекса, с учетом того, что требование об уплате названного налога согласно абзацу 5 пункта 2 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" относится к четвертой очереди текущих требований.
Пунктом 61.9 главы 12 "Регламента арбитражных судов Российской Федерации", утвержденным Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.06.96 N 7, предусмотрено, что со дня размещения Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в полном объеме на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, для арбитражных судов считается определенной. Аналогичные правила применяются при установлении даты, когда считается определенной практика применения законодательства по вопросам, разъяснения по которым содержатся в постановлениях Пленума и информационных письмах Президиума ВАС РФ.
Таким образом, постановления Пленума и Президиума ВАС РФ для налоговых органов являются сложившейся судебной практикой, которой налоговым органам следует руководствоваться при рассмотрении вопроса о целесообразности доначисления сумм НДС в рассматриваемом случае.
Учитывая вышеизложенное, при реализации имущества должника, признанного в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротом, исчисление и уплата в бюджет НДС производится налогоплательщиком-должником. При этом вычеты сумм НДС, предъявленных налогоплательщиком-должником покупателю при приобретении им имущества и (или) имущественных прав у должника, производятся покупателем в порядке, установленном статьями 171 и 172 Кодекса, то есть на основании счета-фактуры, после принятия на учет приобретенного имущества и (или) имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.
Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.Ю.Григоренко