В соответствии с пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное или автономное учреждение отвечает по своим обязательствам только тем имуществом, которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Собственник имущества бюджетного или автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного или автономного учреждения.
Вместе с тем, согласно пункту 12 статьи 33 Федерального закона N 83-ФЗ положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 83-ФЗ) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 01.01.2011.
При применении данного положения следует иметь в виду, что основополагающим обстоятельством в данном случае является не дата фактического возникновения задолженности по принятому обязательству, а дата заключения договора, которым это обязательство было предусмотрено.
Данная позиция подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2012 N 7463/12, на основании которого вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в данном постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.
С целью погашения задолженности по обязательствам бюджетного учреждения, возникшим до 01.01.2011, целесообразно предоставить ему из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации целевую субсидию.
В соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации может быть также предусмотрена целевая субсидия на погашение задолженности по обязательствам автономного учреждения либо по обязательствам бюджетного учреждения, возникшим после 01.01.2011. Но в данном случае это является правом, а не обязанностью учредителя.
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам в соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
Еще раз считаем необходимым напомнить, что в соответствии с пунктом 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ бюджетные и автономные учреждения самостоятельно определяют, с какого лицевого счета должника (лицевых счетов), открытого (открытых) им в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Справочно:
Внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части установления нормы, предусматривающей списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, только с лицевого счета должника, открытого для учета операций с субсидиями на государственное (муниципальное) задание и средствами от иной приносящей доход деятельности, не планируется.
В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств с бюджетного или автономного учреждения в связи с отсутствием на его лицевых счетах денежных средств более трех месяцев либо в связи с отсутствием у автономного учреждения счетов, открытых в органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), исполнение исполнительного документа производится путем обращения взыскания на имущество должника в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
При нарушении бюджетным или автономным учреждением сроков исполнения исполнительных документов орган Федерального казначейства, финансовый орган субъекта Российской Федерации, муниципального образования, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Операции по лицевым счетам бюджетного или автономного учреждения - должника не приостанавливаются при предъявлении бюджетным или автономным учреждением - должником в орган Федерального казначейства финансовый орган субъекта Российской Федерации, муниципального образования, осуществляющий открытие и ведение его лицевых счетов, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Частичное исполнение исполнительного документа, не санкционированное решением судебного органа, не является основанием для отмены приостановления операций по его лицевым счетам.
Ликвидация государственных (муниципальных) учреждений "с долгами" осуществляется в соответствии с требованиями, установленными статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Требования кредиторов ликвидируемого бюджетного или автономного учреждения при недостаточности денежных средств на их счетах удовлетворяются за счет имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации может быть обращено взыскание (имущество, которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно).
В случае если для удовлетворения требований кредиторов средств от реализации имущества бюджетных и автономных учреждений, на которое может обращено взыскание, будет по-прежнему недостаточно, такие требования в силу пункта 6 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации считаются погашенными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Гражданского кодекса государственное (муниципальное) учреждение не может быть признано несостоятельным (банкротом).