Действующий

О Комментариях (комплексных рекомендациях) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ

8. Платные услуги государственных (муниципальных) учреждений


В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.

Аналогичные положения закреплены в пункте 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункте 4 статьи 9_2 Федерального закона N 7-ФЗ, частях 6, 7 статьи 4 Федерального закона N 174-ФЗ.

Приносящей доход деятельностью признается деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) за плату, отвечающих целям создания некоммерческой организации, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Справочно:

Министерством финансов Российской Федерации подготовлены изменения в Федеральный закон N 7-ФЗ, согласно которым устанавливается прямой запрет на получение и предоставление бюджетными учреждениями кредитов (займов).

Учитывая изложенное, законодательство Российской Федерации позволяет государственным (муниципальным) учреждениям оказывать (выполнять) платные услуги (работы) при следующих условиях:

- возможность осуществления приносящей доход деятельности закреплена в уставах учреждений (при этом в уставах должен быть перечислен исчерпывающий перечень этих видов деятельности);

- осуществление указанной деятельности соответствует целям создания учреждений, также отраженным в их уставах.

Закрепление правовым актом перечня платных услуг (работ), которые вправе оказывать (выполнять) государственные (муниципальные) учреждения, не требуется.

Как уже было указано, оказывать (выполнять) платные услуги (работы) вправе учреждения всех типов.

Платные услуги (работы) бюджетных и автономных учреждений можно разделить на две части:

- услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности учреждения, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, эти услуги (работы) включаются в государственное (муниципальное) задание (далее - основные платные услуги);

Справочно:

Для включения основной платной услуги в государственное (муниципальное) задание бюджетного учреждения необходимо прямое указание федерального закона. Например, статья 46 Основ законодательства Российской Федерации о культуре: "Учредитель организации культуры, созданной в форме бюджетного и автономного учреждения:

.....

осуществляет финансовое обеспечение деятельности бюджетного и автономного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату;".

Министерством финансов Российской Федерации подготовлены изменения в Федеральный закон N 174-ФЗ, согласно которым для включения основных платных услуг в государственное (муниципальное) задание автономных учреждений также будет требоваться прямое указание федерального закона.

- услуги (работы), не отнесенные уставом к основным видам деятельности, но которые учреждение вправе оказывать (выполнять) для достижения целей, ради которых это учреждение создано (далее - неосновные платные услуги).

В соответствии со статьей 9_2 Федерального закона N 7-ФЗ порядок определения платы за основные платные услуги, оказываемые бюджетными учреждениями, устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Федеральный закон N 174-ФЗ аналогичное положение не содержит. Статьей 4 данного закона установлено, что основные платные услуги автономные учреждения оказывают в порядке, установленном федеральными законами.

Таким образом, если федеральными законами конкретный субъект, который может регулировать порядок определения платы за оказываемые автономными учреждениями основные платные услуги, не определен, автономные учреждения самостоятельны в решении данного вопроса.

Справочно:

Министерством финансов Российской Федерации подготовлены изменения в Федеральный закон N 174-ФЗ, согласно которым порядок определения платы за оказываемые автономными учреждениями основные платные услуги будет определяться органом, осуществляющим функции и полномочия его учредителя, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Плата за неосновные платные услуги, если иное не предусмотрено федеральным законом, бюджетным и автономным учреждением устанавливается самостоятельно.

В отношении установления порядка определения цен за оказание платных услуг государственными казенными учреждениями, которые не делятся на основные и неосновные платные услуги, необходимо отметить следующее.

В случае, если иное не установлено федеральными законами, полномочия по установлению порядка определения цен на оказание платных услуг государственными казенными учреждениями федерального и регионального уровня, несмотря на отсутствие общей нормы в федеральном законодательстве, целесообразно возложить на органы власти (например, закрепить в положениях об этих органах), являющиеся главными распорядителями бюджетных средств, в ведении которых казенные учреждения находятся.

Справочно:

Министерством финансов Российской Федерации подготовлены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, согласно которым порядок определения платы за оказываемые казенными учреждениями платные услуги будет определяться органом, осуществляющим функции и полномочия его учредителя, если иное не предусмотрено федеральными законами.