Минимум содержания общеразвивающей программы в области искусств должен обеспечивать развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.
Общеразвивающие программы в области искусств реализуются посредством:
- личностно-ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;
- вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности;
- обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств.
При реализации общеразвивающих программ в области искусств образовательная организация устанавливает самостоятельно:
планируемые результаты освоения образовательной программы;
график образовательного процесса и промежуточной аттестации;
содержание и форму итоговой аттестации;
систему и критерии оценок.
Положение о текущем контроле знаний, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся является локальным нормативным актом образовательной организации, который принимается органом самоуправления образовательной организации (советом образовательной организации, методическим советом и др.) и утверждается руководителем.
В процессе промежуточной аттестации обучающихся в учебном году рекомендуется устанавливать не более четырех зачетов. Проведение промежуточной аттестации в форме экзаменов при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств не рекомендуется.
В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации образовательные организации могут использовать зачеты, контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, технические зачеты, контрольные просмотры, концертные выступления, театральные представления, выставки. Текущий контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Образовательной организацией должны быть разработаны критерии оценок промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости обучающихся, итоговой аттестации. С этой целью создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно.
Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам общеразвивающей программы в области искусств и её учебному плану.
Реализация общеразвивающих программ в области искусств должна способствовать:
формированию у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
воспитанию активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
С этой целью содержание общеразвивающих программ в области искусств должно основываться на реализации учебных предметов как в области художественно-творческой деятельности, так и в области историко-теоретических знаний об искусстве.
Рабочие учебные планы образовательных организаций рекомендуется группировать по следующим предметным областям: учебные предметы исполнительской и (или) художественно-творческой подготовки, учебные предметы историко-теоретической подготовки, а также предметы по выбору, формируемые с участием родителей (законных представителей) обучающихся.
Содержание учебных предметов должно быть направлено на формирование у обучающихся общих историко-теоретических знаний об искусстве и технологиях, приобретение детьми начальных, базовых художественно-творческих умений и навыков в том или ином виде (видах) искусств.