УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Президиума ЦК Профсоюза
от 30 июня 1999 года N 8-2,
в новой редакции
от 25 мая 2012 года N 4-10.2

     

Положение о технической инспекции труда Профсоюза работников водного транспорта

1. Общие положения

1.1. Положение о технической инспекции труда Профсоюза работников водного транспорта (далее Положение) разработано в соответствии со статьёй 370 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области охраны труда.

1.2. Техническая инспекция труда Профсоюза работников водного транспорта (далее Профсоюз) создана с целью реализации прав, предоставленных профессиональным союзам российским законодательством, на осуществление контроля в организациях и на судах, где работают члены Профсоюза, за соблюдением работодателями (судовладельцами) и их представителями норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, наличием и выполнением коллективных договоров и соглашений в части условий, охраны труда и здоровья работников.

1.3. Техническая инспекция труда Профсоюза состоит из штатных и внештатных технических инспекторов труда, которые наделяются равными правами и обязанностями.

1.4. Технические (внештатные технические) инспекторы труда Профсоюза являются уполномоченными представителями Профсоюза, руководствуются настоящим Положением, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

1.5. Технические (внештатные технические) инспекторы труда Профсоюза при осуществлении своих функций, прав и полномочий взаимодействуют с представителями органов государственного надзора и контроля в области охраны труда и здоровья граждан.

1.6. Техническим (внештатным техническим) инспекторам труда Профсоюза выдаются соответствующие удостоверения.

2. Организация работы технических (внештатных технических) инспекторов труда Профсоюза

2.1. На должность технических (внештатных технических) инспекторов труда Профсоюза принимаются лица, имеющие, как правило, высшее техническое образование и стаж практической работы на судах или в организациях водного транспорта не менее трёх лет.

2.2. Штатные и внештатные технические инспекторы труда Профсоюза непосредственно подчиняются руководителям соответствующих профсоюзных организаций.

2.3. Внештатные технические инспекторы труда Профсоюза выполняют предусмотренные настоящим Положением функции в свободное от работы время или в оговорённое и согласованное с работодателем рабочее время.

2.4. Координацию работы технических (внештатных технических) инспекторов труда Профсоюза и методическое руководство ими в целом по Профсоюзу осуществляет главный технический инспектор труда Профсоюза (заведующий отделом охраны труда) аппарата ЦК Профсоюза.

2.5. Координацию работы технических (внештатных технических) инспекторов труда Профсоюза в территориальных (бассейновых) профсоюзных организациях и методическое руководство ими осуществляет технический (главный технический) инспектор труда Профсоюза по соответствующему бассейну, работающий в аппарате территориальной (бассейновой) профсоюзной организации.

2.6. Кандидатура технического (внештатного технического) инспектора труда Профсоюза утверждается Президиумом ЦК Профсоюза.

В этих целях руководитель соответствующей территориальной (бассейновой) профсоюзной организации представляет в ЦК Профсоюза следующие документы:

- письменную просьбу (представление) об утверждении кандидатуры на должность штатного или внештатного технического инспектора труда;

- краткие сведения о трудовой деятельности кандидатуры (листок по учёту кадров);

- две фотографии 3х4 см.

2.7. Технические инспекторы труда Профсоюза именуются:

главный технический инспектор труда Профсоюза работников водного транспорта (работает в аппарате ЦК Профсоюза);

технический (главный технический, внештатный технический) инспектор труда Профсоюза

работников водного транспорта по

бассейну.

(наименование)

2.8. Внештатные технические инспекторы труда Профсоюза наделяются всеми правами, полномочиями и обязанностями, предусмотренными настоящим Положением, и работают, как правило, в составе первичной профсоюзной организации.

2.9. Неправомочные действия технического (внештатного технического) инспектора труда Профсоюза могут быть обжалованы в выборном профсоюзном органе, под непосредственным руководством которого работает инспектор, в вышестоящем профсоюзном органе или в суде.

3. Задачи технических (внештатных технических) инспекторов труда Профсоюза

3.1. Осуществление профсоюзного контроля за соблюдением в организациях и на судах, где работают члены Профсоюза, законодательства Российской Федерации в сфере охраны труда и здоровья, в частности:

за соблюдением законов, нормативных правовых актов, отраслевых нормативных актов, локальных нормативных актов, содержащих требования к условиям и охране труда;

за соблюдением санитарных норм и правил, предельно допустимых величин концентраций, уровней и нормативов вредных производственных факторов (ПДК, ПДУ, ПДН и др.);

за предоставлением установленных размеров компенсаций и льгот за работу во вредных условиях труда;

за наличием в организациях и на судах заключённых коллективных договоров, соглашений, за выполнением работодателями обязательств, содержащихся в коллективных договорах, соглашениях, в первую очередь, разделов по охране труда и здоровья, режиму рабочего времени и времени отдыха.

3.2. Защита членов Профсоюза от действий или бездействия работодателя (его представителей), приведших к нарушению законных прав и интересов работников.

4. Функции технических (внештатных технических) инспекторов труда Профсоюза

4.1. Осуществление практических действий, связанных с реализацией своих законных прав и полномочий, предоставленных настоящим Положением, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", другими нормативными правовыми актами в сфере охраны и условий труда.

4.2. Участие в подготовке на соответствующем уровне социального партнёрства проектов программ, соглашений, коллективных договоров по вопросам охраны труда, внесение соответствующих предложений.

4.3. Осуществление профсоюзного контроля за полнотой исполнения работодателями своих обязанностей, предусмотренных статьёй 212 Трудового кодекса Российской Федерации, по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

4.4. Рассмотрение обращений членов Профсоюза по вопросам охраны труда и представление их интересов, в том числе на судебных процессах.

4.5. Анализ по просьбе первичной профсоюзной организации проектов локальных нормативных актов, содержащих вопросы условий и охраны труда, гарантий и компенсаций, и подготовка требуемого законом письменного мотивированного мнения выборного профсоюзного органа первичной профсоюзной организации по конкретному локальному акту.

4.6. Оказание в пределах своей компетенции консультативной и методической помощи первичным профсоюзным организациям, внештатным техническим инспекторам труда, уполномоченным (доверенным) лицам Профсоюза по охране труда.

4.7. Участие в совместных проверках с другими представителями государственных органов надзора по вопросам соблюдения условий и охраны труда, правил пожарной безопасности, санитарных норм и правил применительно к конкретным организациям водного транспорта.

5. Права и полномочия технических (внештатных технических) инспекторов труда Профсоюза

5.1. Осуществлять права и реализовывать полномочия, перечисленные в настоящем разделе, в организациях не только "своего" бассейна, но и в любом другом бассейне по поручению руководителя соответствующей профсоюзной организации согласно командировочному заданию.

5.2. Осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, условий и охраны труда в форме профсоюзных проверок и инспекций организаций и судов.

5.3. Беспрепятственно посещать в установленном порядке любые организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц, у которых работают члены Профсоюза для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, выполнения условий коллективных договоров, соглашений.

5.4. Проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников.

5.5. Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.

5.6. Защищать права и законные интересы членов Профсоюза по вопросам возмещения вреда, причинённого их здоровью на производстве (работе).

5.7. Направлять работодателям представления формы 1-ТИ (Приложение N 1) об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательных для рассмотрения.

5.8. Обращаться в соответствующие органы с требованием формы 2-ТИ (Приложение N 2) о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

5.9. Предъявлять работодателям требования формы 3-ТИ (Приложение N 3) о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.

5.10. Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

5.11. Оформлять и подписывать заключение формы 4-ПК (Приложение N 4) о степени вины застрахованного лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве.

5.12. Осуществлять профсоюзную инспекцию судов. По каждому проинспектированному судну составлять протокол формы С-КД (судно-коллективный договор, Приложение N 5) о результатах проверки.

5.13. Осуществлять в организациях проверку состояния условий и охраны труда, ход выполнения работодателями обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.

5.14. Принимать участие в работе комиссий по испытанию и приёмке в эксплуатацию средств производства в качестве независимых экспертов.

5.15. Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушениями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, невыполнением обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.

5.16. Принимать участие в разработке проектов:

федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;

нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих и нормы трудового права;

подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в установленном порядке.

5.17. Принимать решение о рассмотрении или оставлении без рассмотрения обращений работников, которые не являются членами Профсоюза и не подали согласно законодательству письменные заявления о перечислении на счёт профсоюзной организации соответствующих денежных средств.

5.18. Внештатные технические инспекторы труда Профсоюза реализуют предусмотренные в настоящем разделе права и полномочия, как правило, в границах организации, с работодателем которой они состоят в трудовых отношениях.

По поручению технического (главного технического) инспектора труда Профсоюза либо руководителя первичной профсоюзной организации внештатный технический инспектор труда Профсоюза по согласованию с работодателем может осуществлять свои права и полномочия, предусмотренные настоящим разделом, в других организациях данного бассейна.

5.19. При осуществлении перечисленных в настоящем разделе прав и полномочий технические (внештатные технические) инспекторы труда Профсоюза взаимодействуют:

с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и его территориальными органами;

с другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в отраслях морского и речного транспорта (в частности, с органами государственного портового контроля, администрациями морских портов, администрациями речных бассейнов, органами Роспотребнадзора);

с другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

с Фондом социального страхования Российской Федерации и его региональными отделениями.

6. Обязанности технических (внештатных технических) инспекторов труда Профсоюза

6.1. Использовать в практической деятельности все права и полномочия, перечисленные в разделе 5 настоящего Положения.

6.2. Осуществлять плановые и внеплановые инспекционные проверки организаций и судов, как правило, самостоятельно, а также совместно с представителями государственных органов исполнительной власти, наделённых полномочиями осуществлять контроль и надзор в установленной сфере деятельности.

6.3. Представлять в установленный срок отчёт формы 19-ТИ (Приложение N 6) о проделанной работе за истекший год и прилагать к нему пояснительную записку с изложением примеров наиболее грубых нарушений требований охраны труда, а также предпринятых техническим (внештатным техническим) инспектором труда Профсоюза мер по предупреждению травматизма и защите прав и интересов работников.

6.4. Оперативно представлять в ЦК Профсоюза (факсом или в электронном виде) протоколы формы С-КД о результатах профсоюзной инспекции судов для направления их истинному судовладельцу и соответствующей профсоюзной организации в целях информации и принятия мер по выявленным нарушениям.

6.5. Исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым договором и Правилами внутреннего трудового распорядка.

     

Техническая инспекция труда Профсоюза работников водного транспорта

Приложение N 1 к Положению о технической
инспекции труда ПРВТ, утв. Президиумом ЦК
Профсоюза от 30 июня 1999 года N 8-2, в новой
редакции от 25 мая 2012 года N 4-10.2

Форма 1-ТИ

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»