15. Состояние учета и контроля ядерных материалов в организации проверяется в режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии, а также в процессе проведения проверок. Проверки состояния учета и контроля ядерных материалов могут быть плановыми и внеплановыми.
16. Плановые проверки проводятся на основании планов центрального аппарата Ростехнадзора и МТУ ЯРБ, утвержденных в установленном порядке.
17. Внеплановые проверки могут проводиться в связи с выявленными фактами недостачи, излишков, а также несанкционированного использования и/или незаконного перемещения ядерных материалов, в том числе через таможенную границу Российской Федерации, аномалиями в учете и контроле ядерных материалов, необходимостью проверки выполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений, а также в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе по запросу самих организаций.
18. Постоянный государственный надзор на объектах использования атомной энергии осуществляется в соответствии с планами работ структурных подразделений МТУ ЯРБ, утверждаемых в установленном порядке. Планирование проверок и отдельных мероприятий по контролю осуществляется исходя из сроков проведения ядерно опасных и (или) радиационно опасных работ, технологических процессов, произошедших на объектах повышенной опасности нарушений в работе, а также исходя из необходимости обеспечения контроля безопасности объектов повышенной опасности, их элементов и систем. Выписки из планов работ структурных подразделений МТУ ЯРБ в части, касающейся осуществления мероприятий по контролю, направляются для ознакомления руководителям организаций, эксплуатирующих объекты повышенной опасности.
19. Плановые проверки, организуемые структурными подразделениями центрального аппарата Ростехнадзора, проводятся на основании приказов (распоряжений) руководителя (заместителя руководителя) Ростехнадзора.
20. Плановые проверки, организуемые МТУ ЯРБ, проводятся на основании приказов (распоряжений) руководителей (заместителей руководителей) МТУ ЯРБ, а также на основании приказов (распоряжений) руководителя (заместителя руководителя) Ростехнадзора.
21. О проведении плановой проверки организация уведомляется не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя Ростехнадзора о начале проведения проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. О проведении внеплановой проверки организация уведомляется Ростехнадзором любым доступным способом не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения.
22. Проверки проводятся с учетом особенностей технологического цикла проверяемой организации.
23. Для достижения целей надзора в ходе проверки учета и контроля ядерных материалов в организации в течение календарного года должны быть проверены все ЗБМ.
24. Проведение проверки должно включать в себя следующие этапы:
подготовка к проведению и организация проверки (включая, для плановых проверок, составление и утверждение уполномоченным должностным лицом Ростехнадзора (МТУ ЯРБ) программы проведения проверки, издание приказа (распоряжения) о проведении проверки и направление организации в установленные сроки копии приказа (распоряжения) о проведении проверки);
проведение проверки;
оформление результатов проверки.
В зависимости от количества проверяемых вопросов проверки (инспекции) подразделяются на комплексные и целевые.
25. Проверка может предусматривать:
расследование причин выявленных аномалий в учете и контроле ядерных материалов;
расследование нарушений государственного учета и контроля ядерных материалов, причин этих нарушений, фактов несанкционированных действий в отношении ядерных материалов;
контроль устранения нарушений учета и контроля ядерных материалов;
контроль наличия ядерных материалов в местах их нахождения путем проведения полных или выборочных измерений характеристик ядерных материалов, контроля состояния средств контроля доступа;
контроль выполнения требований к учету и контролю ядерных материалов;
контроль соответствия нормативных документов организации по учету и контролю ядерных материалов федеральным нормам и правилам по учету и контролю ядерных материалов;
контроль выполнения ранее выданных предписаний;
контроль выполнения условий разрешений Ростехнадзора на право ведения работ в области использования атомной энергии, выдаваемых руководящему персоналу объектов использования атомной энергии, обеспечивающему учет и контроль ядерных материалов;
контроль проведения организацией, осуществляющей обращение с ядерными материалами, подготовки и повышения квалификации персонала, осуществляющего учет и контроль ядерных материалов.
При оценке состояния системы учета и контроля ядерных материалов в организации в ходе проверки необходимо определить эффективность функционирования системы учета и контроля ядерных материалов с учетом категории ядерных материалов.
26. Конкретное содержание проверяемых вопросов устанавливается программой проверки, утверждаемой уполномоченным должностным лицом Ростехнадзора. В случае выявления нарушений могут быть дополнительно проверены вопросы, не предусмотренные программой.
27. Должностные лица Ростехнадзора в ходе проведения проверки вправе запрашивать и получать документы и материалы, необходимые для реализации целей проверки, а также получать объяснения должностных лиц и работников организации по вопросам, непосредственно связанным с целями проверки. При проведении проверки должностными лицами Ростехнадзора могут использоваться технические средства и средства контроля доступа (в том числе средства для исследования и контроля состава ядерных материалов, средства аудио-, фото- и видеофиксации, пломбировочные устройства).
28. Срок проведения каждой из проверок (документарной, выездной) не может превышать двадцати рабочих дней.