Схема 1
Алгоритм расчета потребности в медицинских кадрах
Скорая медицинская помощь | АПУ | Стационары круглосуточного пребывания | Дневные стационары | |||
Объемы, утвержденные ТПГГ (число вызовов на 1 жителя) | Объемы, утвержденные ТПГГ (число посещений на 1000 населения) | Объемы, утвержденные ТПГГ (уровень госпитализации, число койко-дней на 1000 населения, работа койки) | Объемы, утвержденные ФПГГ (число мест на 1000 населения) | |||
Норматив потребности во врачебных кадрах | Нагрузка на врачебную должность (среднее число посещений на 1 врачебную должность) | Расчет числа койко- | Расчет количества коек (через территориальный норматив числа мест) | |||
Расчет потребности во врачебных кадрах | Расчет численности врачей, ведущих амбулаторный прием (с учетом террито- | Расчет количества коек (через среднегодовую работу койки, рекомендованную МЗ РФ) | Расчет численности врачей - всего (через нормативное число коек на одну врачебную должность) | |||
Расчет "группы усиления" (в % к врачам основной группы) | Расчет численности врачей "основной группы" (через нормативное число коек на одну врачебную должность) | |||||
Расчет численности врачей в дневных стационарах и стационарах на дому | Расчет "группы усиления" (в % к врачам основной группы) | |||||
Расчетное значение потребности во врачебных кадрах - всего | Расчет численности врачей в дневных стационарах Расчетное значение потребности во врачебных кадрах - всего | |||||
Подготовка сводных таблиц потребности во врачебных кадрах, сопоставление с фактическим количеством работающих, определение дефицита/профицита по специальностям, группам врачей |
По стационарному и амбулаторному видам медицинской помощи в первую очередь рассчитывается численность врачей "лечебной группы". На втором этапе проводится расчет подгруппы "врачей усиления".
Полученные по основным специальностям данные дополняются расчетом потребной численности врачей "параклинической группы", которая включает "лечебно-диагностическую подгруппу" (врачи анестезиологи-реаниматологи, эндоскописты, клинической лабораторной диагностики, рентгенологи, ультразвуковой диагностики, функциональной диагностике, физиотерапевты, лечебной физкультуре и спортивной медицине, диетологи, клинические фармакологи и т.д.) и "подгруппу управления" (руководители учреждений и их заместители, методисты, статистики).
Технология планирования медицинских кадров, построенная по методу компонентов, позволяет вносить коррективы в структуру формирования норматива (штатного норматива, нормы нагрузки, расчетных норм времени), и получать соответствующие поправки к действующему нормативному документу. Это дает возможность использовать настоящую схему для расчета вариантов, при необходимости внесения поправок на изменение условий деятельности тех или иных групп персонала в процессе модернизации системы здравоохранения.
Это позволяет при разработке текущих нормативов врачебных кадров, опираясь на комплекс указанных выше методов и их модификации внести серьезные коррективы по многим разделам кадрового обеспечения.
Использование метода моделирования для разработки нормативной базы позволяет по мере отработки и внедрения тех или иных моделей здравоохранения, проведения их кадрового обоснования, проводить перерасчет нормативной базы по соответствующим компонентам системы и рассчитывать на этой основе уточненную версию норматива. Например, при переходе на модель общей врачебной практики, соответствующие изменения должны быть внесены в модуль расчета численности врачей, оказывающих амбулаторную помощь населению.
Проведение работ по упорядочению использования врачебных кадров параклинического блока, обеспечивающего лечебно-диагностический процесс, позволяет внести соответствующие изменения в расчетный модуль группы врачебных специальностей лечебно-диагностического профиля (как по стационарному, так и амбулаторному сектору обслуживания).
Расчет необходимого числа кадров проводится по специализированным лечебно-профилактическим учреждениям, учреждениям здравоохранения особого типа, НИИ, учреждениям подготовки медицинских кадров и аппарату органов управления здравоохранением с учетом действующей номенклатуры учреждений здравоохранения и действующих штатно-нормативных документов.
Полученные в результате расчетов данные о потребности в медицинских кадрах должны быть сверены с фактической численностью с целью определения кадрового дефицита или профицита и обоснования мероприятий по их минимизации.