Постатейный комментарий к главе 29 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на игорный бизнес"
Статья 364 НК РФ закрепляет определения, используемые в главе 29 НК РФ.
Но необходимо отметить, что Федеральным законом от 16.11.2011 N 319-ФЗ "О внесении изменений в главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 319-ФЗ) были внесены изменения в главу 29 НК РФ, которые вступили в силу с 01 января 2012 года.
"Внимание!"
Согласно Закону N 319-ФЗ были внесены изменения в статью 364 НК РФ, так утратили силу понятия, указанные в данной статье, а именно определения организатора игорного заведения, в том числе букмекерской конторы, организатора тотализатора, участника азартной игры, пари, игрового стола, игрового автомата, кассы тотализатора или букмекерской конторы.
Определения исключенных понятий из НК РФ содержатся в статье 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ), при этом дефиниции игорного бизнеса и игорного поля не поименованы в Законе N 244-ФЗ.
Но Закон N 319-ФЗ также вносит изменения в понятие игорного бизнеса, так согласно изменениям был удален из определения один из субъектов - индивидуальный предприниматель, соответственно, деятельность вправе осуществлять только организации, зарегистрированные в установленном законодательством порядке.
"Внимание!"
Федеральным законом от 23.07.2013 N 198-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований" (далее - Закон N 198-ФЗ), который вступит в законную силу с 1 января 2014 года, внесены изменения в абзац 2 комментируемой статьи, а именно в определение игорный бизнес, согласно данным изменениям: "игорный бизнес - предпринимательская деятельность по организации и проведению азартных игр, связанная с извлечением организациями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр". В связи с принятыми в Законе N 198-ФЗ изменениями исключена диспозиция о том, что данная предпринимательская деятельность не должна представлять собой реализацию товаров (имущественных прав), работ или услуг.
"Судебная практика"
КС РФ в Определении от 02.04.2009 N 502-О-О, признавая позицию заявителя, который придерживался мнения, что применение определения понятия "игорный бизнес", содержащегося в статье 364 НК РФ, только в целях "Налог на игорный бизнес" нарушает конституционные принципы правового государства, а именно принцип стабильности условий хозяйствования и принцип правовой определенности налоговых обязательств, в том числе связанных с хозяйственной деятельностью налогоплательщика, необоснованной указал, что статья 364 НК РФ содержит определения понятий, используемых в главе 29 НК РФ, включает лишь нормы-дефиниции и сама по себе права и свободы граждан не затрагивает.
По общему правилу, налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) индивидуальные предприниматели не вправе заниматься деятельностью по организации и проведению азартных игр. Поэтому в статье 365 НК РФ внесены корректировки, которые вступили в силу с 1 января 2012 года, Федеральным законом от 16.11.2011 N 319-ФЗ "О внесении изменений в главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 319-ФЗ), устанавливающие, что плательщиками налога на игорный бизнес являются только организации.
Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ, организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (далее - иностранные организации).
"Внимание"
На основании пунктов 1 и 2 статьи 6 Закона N 244-ФЗ организациями должны признаваться исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном на территории Российской Федерации.
Не могут выступать организаторами азартных игр юридические лица, учредителями (участниками) которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или органы местного самоуправления, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие преступления, особо тяжкие преступления.
Соответственно, иностранные юридические лица, зарегистрированные за пределами Российской Федерации, не вправе осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр.
"Судебная практика"
ФАС Центрального округа в Постановлении от 24.02.2010 по делу N А64-5865/09 (Определением ВАС РФ от 14.05.2010 N ВАС-5491/10 отказано в передаче дела N А64-5865/09 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления) рассматривал дело о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя, занимающегося деятельностью по организации и проведению азартных игр вне игровых зон. Суд указал, что в силу части 1 статьи 6 Закона N 244-ФЗ организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
И пришел к выводу, что индивидуальные предприниматели не вправе заниматься указанной деятельностью в любом случае, независимо от получения каких-либо разрешений.
"Внимание!"
При этом налогоплательщики должны иметь лицензию на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, порядок выдачи которых определяется Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 14 Закона N 244-ФЗ).
При отсутствии лицензии у субъектов игорного бизнеса устанавливается административная ответственность, на основании 14.1 КоАП РФ в данной статье указано, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. Также может устанавливаться уголовная ответственность, предусмотренная статьей 171 УК РФ; незаконная организация и проведение азартных игр вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе Интернета, средств связи, в том числе подвижной связи, в свою очередь, относится к квалифицированному составу правонарушения (преступления) (статья 14.1.1 КоАП РФ, статья 171.2 УК РФ).
"Судебная практика"
В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 14.06.2012 N А05-8017/2011 суд рассматривал дело, по которому организация под видом проведения бестиражной лотереи осуществляла деятельность по организации и проведению азартных игр без соответствующего разрешения, суд пришел к выводу, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Также Президиум ВАС РФ в Постановлении от 13.01.2011 N 9174/10 указал, что деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах без лицензии является незаконной, следовательно, действия лица, фактически осуществляющего такой вид деятельности без лицензии, в том числе на основании агентского и иного гражданско-правового договора, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Определения понятий, установленных подпунктами 1-6 пункта 1 статьи 366 НК РФ, регулируются Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ).
И в соответствии с пунктами 17, 18, 25-28 статьи 4 Закона N 244-ФЗ определяет их следующим образом:
Игровой стол - игровое оборудование, которое представляет собой место с одним или несколькими игровыми полями и при помощи которого организатор азартных игр проводит азартные игры между их участниками либо выступает в качестве их участника через своих работников.
"Внимание!"
Остается спорным вопрос, является ли покерный стол разновидностью игрового стола.
"Официальная позиция"
Согласно разъяснениям финансового ведомства в Письме от 13.07.2010 N 03-05-04-05/04, учитывая положения Закона N 244-ФЗ, в случае если проведение турниров по покеру основано на соответствующем соглашении о выигрыше, указанная деятельность признается азартной игрой и, следовательно, может осуществляться исключительно в игорных зонах.
Кроме того, данная деятельность подлежит налогообложению в соответствии с главой 29 НК РФ.
В силу статьи 366 НК РФ покерный стол будет признаваться объектом налогообложения по налогу на игорный бизнес. В случае если при организации и проведении турниров по покеру не предусмотрено основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором турнира по покеру по правилам, установленным этим организатором, проведение турниров по покеру не может быть признано азартной игрой и, следовательно, может осуществляться вне игорных зон, а также в игорных зонах без постановки на налоговый учет покерных столов.
Игровой автомат - игровое оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), используемое для проведения азартных игр с материальным выигрышем, который определяется случайным образом устройством, находящимся внутри корпуса такого игрового оборудования, без участия организатора азартных игр или его работников;
Процессинговый центр букмекерской конторы - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы;
Процессинговый центр тотализатора - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках и о выигрышах в пункты приема ставок тотализатора;
"Внимание!"
В связи с изменениями, принятыми Законом N 244-ФЗ, кассы букмекерских контор не будут признаваться объектом налогообложения на игорный бизнес. Взамен им устанавливаются такие объекты, как процессинговые центры букмекерских контор и тотализаторов.
"Официальная позиция"
Минфин России при рассмотрении данного вопроса в Письме от 29.12.2011 N 03-05-05-05/09 разъяснил, что в целях совершенствования государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в Закон N 244-ФЗ внесены изменения, направленные на законодательное закрепление правового статуса пунктов приема ставок букмекерских контор и тотализаторов, а также предусматривающие возможность открытия процессинговых центров букмекерских контор и тотализаторов
Так, с 1 января 2012 г. объектом налогообложения по налогу на игорный бизнес будут признаваться не кассы букмекерских контор, а процессинговые центры и пункты приема ставок букмекерских контор.
Пункт приема ставок букмекерской конторы - территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и осуществляет представление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр букмекерской конторы;
Пункт приема ставок тотализатора - территориально обособленная часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр и осуществляет представление информации о принятых ставках, выплаченных и невыплаченных выигрышах в процессинговый центр тотализатора.
"Внимание!"
Федеральным от 16.11.2011 N 319-ФЗ "О внесении изменений в главу 29 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 319-ФЗ), которым внесены соответствующие изменения в Налогового кодекса РФ, а именно пункты статьи 366 НК РФ взамен понятий и касса букмекерской конторы изложены в следующей редакции: "3) процессинговый центр тотализатора; 4) процессинговый центр букмекерской конторы", "5) пункт приема ставок тотализатора; 6) пункт приема ставок букмекерской конторы".
Также Законом N 319-ФЗ не предусмотрены переходные положения, регулирующие порядок регистрации новых объектов налогообложения, открытых до вступления в силу этого Закона. Такие объекты должны включаться в базу по налогу на игорный бизнес начиная с 1 января 2012 года.
"Актуальная проблема"
Налоговое законодательство не содержит разъяснений относительного того, будет ли для целей налога на игорный бизнес признаваться азартной игрой деятельность по проведению соревнований (турниров) по покеру, шахматам, шашкам (интеллектуальным играм), если эти соревнования осуществляются по международным правилам, выигрыши по окончании соревнований не выплачиваются, участники соревнований в зависимости от занятого места получают призы, в том числе в денежной форме.
"Официальная позиция"