За неисполнение ст.93_1 НК РФ применяется ответственность установленная статьей 129_1 НК РФ.
Принимая во внимание прямое указание, содержащееся в статье 93 _1 НК РФ, о наступлении ответственности за неисполнение требования налогового органа о предоставлении документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика по статье 129 _1 Кодекса, Президиум полагает, что в действиях Чукотстата состав правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 2 статьи 126 Кодекса, отсутствовал.
Данный вывод содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 05.02.2013 N 11890/12 по делу N А80-346/2011 (Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Чукотскому автономному округу против Межрайонной ИФНС России N 1 по Чукотскому автономному округу).
В постановлении, Президиум ВАС РФ также отметил, что суды, отклоняя довод Чукотстата об отсутствии у него обязанности по предоставлению по требованию инспекции форм федерального статистического наблюдения, правомерно исходили из того, что указанные формы содержат информацию о показателях хозяйственной деятельности налогоплательщика, которые могут быть использованы налоговым органом при проведении проверки данного налогоплательщика.
Обоснованно были отклонены судами и ссылки Чукотстата на невозможность предоставления первичной статистической информации как информации ограниченного доступа. Статья 9 Закона о статистическом учете относит первичные статистические данные, содержащиеся в формах федерального статистического наблюдения, к категории информации ограниченного доступа, но при этом не содержит положений о недопустимости истребования указанной информации соответствующими государственными органами в рамках проводимых ими контрольных мероприятий и запрета на ее предоставление.
Напротив, НК РФ упоминает сведения, полученные из бухгалтерской (финансовой) и статистической отчетности организаций, в качестве сведений, используемых при проведении налогового контроля в связи с совершением сделок, сторонами которых являются взаимозависимые лица (пункт 2 статьи 105_6 НК РФ). Сведения, полученные налоговым органом в ходе налогового контроля, составляют налоговую тайну. Режим налоговой тайны в силу положений статьи 102 НК РФ обеспечивает их сохранность и неразглашение.
При привлечении должностного лица организации к административной ответственности за отказ представить истребуемые документы, необходимо доказать причастность данного лица к совершенному правонарушению.
Привлечение к административной ответственности за отказ управляющей компании представить истребуемые налоговым органом документы неправомерно.
Верховный Суд РФ отметил, что установление виновности главного бухгалтера организации за отказ представить истребуемые налоговым органом документы предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия). А наличие у лица доверенности с полномочиями отвечать на требования налоговых органов само по себе не подтверждает факта совершения им административного правонарушения, поскольку письмо с отказом представить документы подписало другое лицо.
Данный вывод содержится в постановлении Верховного Суда РФ от 21.08.2013 N 73-АД13-5.
Налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора и не нарушают конституционных прав граждан.
Налоговому контролю и привлечению к ответственности за выявленные налоговые правонарушения подлежат как организации, так и физические лица независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса, занятия определенной деятельностью, перехода под действие отдельных налогов или специальных налоговых режимов; налоговый контроль в форме налоговых проверок, а также ответственность за налоговые правонарушения направлены на обеспечение исполнения обязанности по уплате налога или сбора (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2004 года N 14-П и от 14 июля 2005 года N 9-П), которая прекращается с ликвидацией организации, а в случае с физическим лицом - со смертью налогоплательщика либо с признанием его умершим (подпункты 3 и 4 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Следовательно, утверждение заявителя о том, что положения статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации нарушают его конституционное право на судебную защиту, не имеет оснований.
Данный вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 16.07.2013 N 1215-О.
Пункт 1 статьи 52 и пункты 4 и 5 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации, будучи направленными на установление надлежащего механизма реализации налогоплательщиками налоговой обязанности и контроля за ее исполнением, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Данный вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 17.06.2013 N 906-О.
Применение ст.40 НК РФ.
Налоговые органы вправе проверить правильность применения цен по сделкам и вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен.
Как следует из статьи 40 НК РФ, для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами сделки, и предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен (пункт 1). Однако налоговые органы вправе проверить правильность применения цен по сделкам и вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен (пункты 2 и 3). При этом при определении рыночной цены товара учитывается информация о заключенных на момент реализации этого товара сделках с идентичными товарами в сопоставимых условиях; в частности, учитываются такие условия сделок, как количество поставляемых товаров, сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены (пункт 9).
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 ГК Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения. Таким образом, предусмотренные законом правила формирования цены сделки для отдельных видов товаров также могут оказывать влияние на цену таких товаров.
Применительно к порядку оплаты драгоценных металлов пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" установлено, что при осуществлении разрешенных законодательством сделок оплата драгоценных металлов производится с учетом цен мирового рынка. Указанное правило, влияющее на формирование цены сделки с драгоценными металлами, может по смыслу статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации учитываться наравне с иными обстоятельствами при определении рыночных цен на драгоценные металлы.
Приведенные законоположения, будучи направленными на обеспечение уплаты законно установленных налогов и сборов в полном объеме, а также на пресечение случаев уклонения от уплаты налогов и сборов, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.