О направлении Обзора практики рассмотрения налоговых споров

8. Налог на доходы физических лиц


К материальной выгоде отнесена экономия на процентах за пользование заемными средствами.


Законодатель определил исчерпывающий перечень доходов, получаемых в виде материальной выгоды, в том числе к материальной выгоде отнесена экономия на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами (пункт 1 статьи 212). В этом случае материальная выгода определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора (пункт 2 статьи 212).

Оспариваемые законоположения, рассматриваемые во взаимосвязи с иными положениями Налогового кодекса Российской Федерации, будучи направленными на создание надлежащей нормативной основы для исполнения налогоплательщиками конституционной обязанности по уплате налога (в данном случае - налога на доходы физических лиц), сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.

Данная позиция содержится в определении Конституционного Суда РФ от 16.07.2013 N 1178-О.

Особенности определения доходов и расходов для определения финансового результата по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.


Пунктом 13 статьи 214_1 НК РФ установлены особенности определения доходов и расходов для определения финансового результата по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок. В качестве одной из особенностей предусмотрено, что в случае приобретения налогоплательщиком в собственность (в том числе получения на безвозмездной основе или с частичной оплатой, а также в порядке дарения или наследования) ценных бумаг при налогообложении доходов по операциям реализации (погашения) ценных бумаг в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) этих ценных бумаг учитываются суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) данных ценных бумаг, и сумма налога, уплаченного налогоплательщиком.

Таким образом, оспариваемое правовое регулирование, предусматривая возможность учета в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) ценных бумаг сумм, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) данных ценных бумаг, и соответствующих сумм налога только после уплаты таких сумм налога, предполагает определенную последовательность в действиях налогоплательщика по исполнению налоговой обязанности. При этом в системе действующего правового регулирования обеспечивается единый подход к различным вариантам развития налоговых правоотношений, независимо от того, уплачивается ли налог налогоплательщиком самостоятельно на основе декларирования или с участием налогового агента, а также совершены ли им операции по приобретению и реализации ценных бумаг в течение одного или разных налоговых периодов.

Данный вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 16.07.2013 N 1060-О.

Перечень конкретных расходов, связанных с приобретением квартиры, которые могут быть учтены налогоплательщиками при определении размера налоговой базы, нельзя рассматривать как ограничение конституционных прав.


В соответствии с абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.

При этом тот факт, что законодатель не предусмотрел перечень конкретных расходов, связанных с приобретением квартиры, которые могут быть учтены налогоплательщиками при определении размера налоговой базы, нельзя рассматривать как ограничение их прав. Такое регулирование направлено на предоставление налогоплательщикам возможности в каждом конкретном случае, исходя из особенностей их экономической деятельности, учесть любые необходимые фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с приобретением в собственность жилой недвижимости, с учетом многообразия видов таких расходов.

Данный вывод содержится в определении Конституционного Суда РФ от 16.07.2013 N 1220-О.

Включение в налогооблагаемую базу денежных средств полученных под отчет, при отсутствии доказательств их расходования.


При отсутствии доказательств, подтверждающих расходование подотчетных денежных средств, полученных директором общества, а также доказательств, подтверждающих оприходование обществом товарно-материальных ценностей в установленном порядке, согласно ст.210 НК РФ указанные денежные средства являются доходом директора (подотчетного лица) и подлежат включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.

Данный вывод содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 14376/12 по делу N А53-8405/2011 (ООО "Консент-Т" против ИФНС России по городу Таганрогу Ростовской области).

Аналогичные обстоятельства явились причиной спора и в деле N А53-270/11 (ООО "С Сервис" против ИФНС России по городу Таганрогу Ростовской области). Свои выводы по данному делу, Президиум ВАС РФ сформулировал в постановлении от 05.03.2013 N 13510/12.

Следует отметить, что до принятия указанных постановлений Президиума ВАС РФ практика по такого рода делам складывалась разнообразно.

По делам N А55-15647/2012, N А40-125078/09-126-900, N А41-7052/09 и др. решения налогового органа были признаны недействительными.

Повторное предоставление имущественного налогового вычета не допускается.


Согласно абзацу 27 пп.2 п.1 ст.220 НК РФ повторное предоставление предусмотренного им имущественного налогового вычета не допускается.

Это предписание, не позволяющее применять имущественный налоговый вычет при неоднократном приобретении жилья, относится ко всем налогоплательщикам, которые самостоятельно решают, когда им использовать право на вычет, что, принимая во внимание его льготный характер, нельзя считать нарушением конституционных прав налогоплательщика (определения КС РФ от 15 апреля 2008 года N 311-О-О, от 24 февраля 2011 года N 154-О-О и от 1 марта 2011 года N 271-О-О).

При этом в Определении от 15 апреля 2008 года N 311-О-О КС РФ указал, что по буквальному смыслу данного законоположения имущественный налоговый вычет не может рассматриваться как повторный, если ранее налогоплательщику предоставлялось право на уменьшение совокупного дохода, полученного в налогооблагаемый период, на суммы, направленные на новое строительство либо приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории Российской Федерации, в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 года N 1998-I "О подоходном налоге с физических лиц".

Таким образом, оспариваемое заявительницей положение пп.2 п.1 ст.220 НК РФ не может рассматриваться как нарушающее ее конституционные права в указанном ею аспекте.