Недействующий

Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов", N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций" (с изменениями на 18 декабря 2014 года) (утратил силу на основании приказа Росстата от 24.11.2015 N 563)

Справочно:

21. По строке 18 из основных фондов, учтенных в строке 01, графе 8, отражается полная учетная стоимость основных фондов по охране окружающей среды, т.е. те основные фонды, которые предотвращают ее загрязнение:


основные фонды водоохранного назначения;

основные фонды атмосфероохранного назначения;

основные фонды по охране окружающей среды от отходов производства и потребления.

Типовой перечень основных фондов природоохранного назначения приведен в Приложении N 1 к Приказу Росстата от 6 августа 2013 года N 309 (форма федерального статистического наблюдения N 4-ОС "Сведения о текущих затратах на охрану окружающей среды и экологических платежах").

Общий принцип отнесения приведенных установок и сооружений к природоохранным основным фондам должен соответствовать подходам к ограничению круга водо- и атмосфероохранных основных фондов. Приоритетной (или единственной) задачей их функционирования должны быть цели охраны окружающей среды от загрязнения и захламления. Если работа (эксплуатация) соответствующих установок и оборудования главным образом направлена на получение попутной продукции, производство которой рентабельно, приносит установленную прибыль и имеет рынок сбыта, то соответствующие основные фонды не относятся к природоохранным.

К основным фондам природоохранного назначения не относятся коммунальные, промышленные и другие канализационные сети, не подведенные к очистным сооружениям и производящие сброс загрязненных сточных вод в природные водные объекты без предварительной очистки.

К атмосфероохранным основным фондам не относятся газопылеулавливающие установки и устройства, являющиеся элементами технологической схемы и служащие в первоочередном порядке для получения продукции и соответствующей прибыли. В состав основных фондов по охране атмосферного воздуха не должны включаться также газоотходы (воздуховоды), дымососы (вентиляторы), дымовые трубы, системы вентиляции и кондиционирования, служащие для создания нормальных санитарно-гигиенических условий на рабочих местах, санитарно-защитные зоны и т.п., так как они являются составными элементами технологических схем, промышленной санитарии, благоустройства.

22. По строке 19 указывается один из кодов, обозначающих, по какой стоимости приобретены бывшие в употреблении основные фонды, поступившие в организацию за отчетный год, указанные в графе 4 строке 01 раздела 1. Основные фонды могут быть приобретены по текущей стоимости (код 1), по полной учетной стоимости, существовавшей у предыдущего владельца (с передачей накопленного износа) (код 2), по остаточной балансовой стоимости, существовавшей у предыдущего владельца (код 3).


В соответствии с действующими нормативными актами приобретенные на вторичном рынке основные фонды учитываются по ценам приобретения, при передаче объектов основных средств между учреждениями и государственными и муниципальными организациями - по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект амортизации, а при проведении реорганизации организации - по остаточной балансовой стоимости, либо по текущей стоимости.

Если основные фонды приобретены по текущей стоимости или иной текущей стоимости, расчет которой не основан на полной учетной и остаточной балансовой стоимости у предыдущего владельца, то они считаются учтенными по текущей стоимости приобретения, с указанием кода 1.

Аналогичный подход применяется к основным фондам, перемещаемым внутри предприятия между подразделениями с различными видами экономической деятельности.

23. В строках 2023 в обязательном порядке приводятся результаты оценки организацией среднего возраста основных средств, то есть количества лет (округленного до целых чисел), прошедших с момента изготовления, строительства объектов до конца отчетного года, в среднем, соответственно, по зданиям; сооружениям; машинам и оборудованию; транспортным средствам.


Под оценкой, осуществляемой отчитывающейся организацией, понимается приблизительная экспертная оценка среднего возраста. Если организация имеет несколько зданий, то при оценке их среднего возраста можно использовать "среднюю арифметическую взвешенную", т.е. возраст каждого здания умножить на его долю (в разах) в общей полной учетной стоимости этих зданий. Пример: при наличии 5-х зданий: с полной учетной стоимостью 4 млн.руб. возрастом 60 лет, 3 млн.руб. возрастом 50 лет, 6 млн.руб. возрастом 35 лет, 7 млн.руб. возрастом 15 лет и 15 млн.руб. возрастом 12 лет (общей стоимостью 35 млн.руб.) их средний возраст составит:

60 x 4 / 35 + 50 x 3 / 35 + 35 x 6 / 35 + 15 x 7 / 35 + 12 x 15 / 35 = 7 + 4 + 6 + 3 + 5 = 25 лет.

Если зданий, сооружений, машин и оборудования, транспортных средств много, но среди этих видов основных фондов есть сравнительно небольшое количество более дорогих объектов, то целесообразно осуществлять подобный расчет только по этим объектам, исключая из него менее дорогие объекты.

При большом количестве относительно близких по стоимости объектов - зданий, станков, автомобилей и т.д., если трудно выделить наиболее дорогостоящие объекты, то применяется расчет среднего возраста либо по средней арифметической невзвешенной, т.е. без учета стоимости объектов, либо учитывается год изготовления, строительства, ввода в действие наибольшего объема основных фондов соответствующего вида.

Для объектов, приобретенных на вторичном рынке, при определении возраста оценивается период времени с момента их изготовления, строительства, а не с момента приобретения отчитывающейся организацией.

При существенных затратах на модернизацию, реконструкцию, достройку, дооборудование объектов основных фондов время их осуществления целесообразно учитывать при определении возраста этих объектов. Например, если объекты прослужили в среднем 18 лет, но затраты на модернизацию и реконструкцию, осуществленные 6 лет назад, составляют, если их выразить в тех же ценах, что и сами объекты, примерно половину их полной учетной стоимости, то средний возраст объектов составляет (18 + 6) / 2 = 12 лет.

Средний возраст основных фондов, по их видам, необходимо сравнивать с нормативными сроками службы основных фондов (исходя из того, что фактические сроки службы могут превышать нормативные, о чем свидетельствует доля полностью амортизированных основных фондов, продолжающих эксплуатироваться) и возрастом аналогичных ликвидированных основных фондов.

Для старинных зданий - исторических памятников разных веков, средний возраст которых трудно рассчитать, следует указать средний возраст, равный нормативному сроку службы соответствующих видов зданий, умноженному на 2,5.

Если средний возраст основных средств менее 6-ти месяцев (0,5 года), то в строках 20 23 проставляется "0".

(Абзац в редакции, введенной в действие с отчета за 2014 год приказом Росстата от 18 декабря 2014 года N 710. - См. предыдущую редакцию)

Нормативный срок службы основных фондов в бюджетных учреждениях (включая органы государственной власти и местного самоуправления) с 1 января 2005 года Минфином России рекомендуется определять в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1:

для первых девяти амортизационных групп - по максимальным срокам полезного использования имущества, установленным для этих групп;