Действующий

Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (с изменениями на 13 октября 2017 года)

2. Текущее состояние электронного правительства в Российской Федерации


Реализация мероприятий по внедрению информационно-коммуникационных технологий в деятельность органов (организаций), предоставляющих услуги, в 2002-2013 годах позволила:

сформировать основы ведомственной, региональной, а в некоторых случаях и муниципальной инфраструктуры электронного взаимодействия;

начать формирование общефедеральной инфраструктуры электронного взаимодействия;

приступить к предоставлению услуг, в том числе с использованием межведомственного взаимодействия;

сформировать основы нормативного правового обеспечения использования информационных технологий в деятельности органов (организаций), предоставляющих услуги.

В то же время практика выполнения мероприятий по формированию электронного правительства выявила ряд проблем, которые снижают эффективность деятельности по переходу на предоставление услуг в электронном виде.

По состоянию на ноябрь 2013 года более 4,5 процента граждан страны зарегистрированы на Едином портале (по данным Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, в 2010 году - 0,15 процента, в 2012 году - 1,8 процента), где опубликованы сведения о предоставлении 627 услуг на федеральном уровне и более 100000 услуг - на региональном и муниципальном уровнях. При этом доля корректной и актуальной информации о предоставлении услуг на федеральном уровне и формах заявлений, опубликованной на Едином портале (I и II этапы перехода на предоставление услуг в электронном виде), по данным Министерства экономического развития Российской Федерации, составляет 53 процента (в 2010 году - 66 процентов, в 2012 году - 43,5 процента). Аналогичный показатель в отношении предоставления услуг на региональном и муниципальном уровнях составляет 55,5 процента.

Техническая возможность подать заявление и получить уведомление об этом через Единый портал (начальная фаза III этапа) реализована для 9,7 процента услуг, предоставляемых на федеральном уровне (61 из 627), и 10,7 процента услуг, предоставляемых на региональном и муниципальном уровнях (оценка по выборке из 4150 услуг), тогда как к настоящему времени переход на III этап должен быть реализован для всех услуг.

Возможность получения результата предоставления услуги через Единый портал (V этап) реализована для 3,3 процента (21 из 627) услуг, предоставляемых на федеральном уровне и не требующих принятия решений в процессе их предоставления. Из 4150 вошедших в выборку услуг, предоставляемых на региональном и муниципальном уровнях, результаты в электронном виде доступны лишь для 47 (1,1 процента) услуг.

Установленные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" показатели, в частности повышение к 2018 году до 70 процентов доли граждан, использующих механизм получения услуг в электронном виде, недостижимы при сохранении текущей динамики.

Основной способ удаленного доступа к услугам - Единый портал недостаточно ориентирован на потребности пользователей. Например, доля услуг, предоставляемых на федеральном уровне, информацию о которых можно найти на Едином портале с помощью поиска и навигационных инструментов, составляет 71 процент (в 2010 году - 76 процентов, в 2012 году - 60 процентов). Размещенные на Едином портале услуги практически не могут быть обнаружены через внешние поисковые системы по ключевым словам. Лишь для малого числа услуг реализована возможность предварительного заполнения электронных форм и заявлений. Не налажено информирование заявителей о текущем статусе предоставления услуг.

Значительное число востребованных услуг, предоставляемых на федеральном уровне, отсутствует на Едином портале и доступно в электронной форме только через официальные сайты органов (организаций), предоставляющих услуги, или через специализированных операторов, в том числе за плату. При этом такие сайты часто не интегрированы с Единым порталом и Единой системой идентификации и аутентификации. Аналогично обстоят дела с услугами, предоставляемыми на региональном и муниципальном уровнях. Указанные обстоятельства требуют от граждан многократных регистраций и предоставления одних и тех же персональных данных различным операторам информационных систем.

При переходе на предоставление услуг в электронном виде, так же как и при организации межведомственного взаимодействия, не проводится оптимизация административных процедур, что не позволяет реализовать преимущества автоматизации. Расходы органов (организаций), предоставляющих услуги, на взаимодействие с заявителями, несмотря на значительные бюджетные расходы на информационно-коммуникационные технологии, не сокращаются.

Не созданы удобные и доступные механизмы перевода документов из бумажной формы в электронную, а правовая база предоставления услуг часто не предусматривает электронной формы взаимодействия. Например, лишь для единичных услуг установлена допустимость дистанционной подачи заявления и получения результата предоставления услуг, утверждены нормативным правовым актом электронные формы заявлений, а результаты предоставленных услуг имеют все необходимые реквизиты, заверены электронной подписью и могут использоваться при взаимодействии с органами (организациями), предоставляющими услуги, и в гражданском обороте. Использование электронной формы получения услуг в редких случаях уменьшает для заявителя число посещений органа (организации), предоставляющего услуги, или устраняет необходимость подачи бумажных документов.

Аудит текущего состояния инфраструктуры электронного взаимодействия демонстрирует ряд технических и организационных недостатков, ограничивающих развитие электронного правительства, так как она создавалась последовательно, по мере возникновения новых задач, без проектирования технической архитектуры, стандартизации внешних интерфейсов, должного документирования информационных систем и порядка их эксплуатации. Сформированная инфраструктура электронного взаимодействия недостаточно управляема и имеет ограничения по развитию. Избыточные архитектурные решения ведут к завышенным затратам на поддержку и эксплуатацию дорогостоящего и быстро устаревающего оборудования. При этом в силу принятых проектных и организационных решений рост числа пользователей инфраструктуры электронного взаимодействия и нагрузки на нее ведет к ее неоправданному усложнению, повышенной нагрузке на ее элементы, к росту издержек на поддержку и развитие, снижает надежность функционирования.

В настоящее время основными органами, осуществляющими управление и координацию в областях, связанных с формированием электронного правительства, являются:

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;

Министерство экономического развития Российской Федерации;

Правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности;

Правительственная комиссия по проведению административной реформы.

Нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации полномочия указанных органов распределены следующим образом:

функции по методологической, консультационной поддержке и мониторингу оптимизации порядка предоставления услуг и исполнения функций находятся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации;

остальные функции по развитию электронного правительства, в том числе по формированию инфраструктуры электронного взаимодействия и координации расходов на ведомственную информатизацию, - в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности обладает полномочиями в сфере информатизации государственного управления. Органом, координирующим процесс реформирования государственного управления и ответственным за проведение организационных и управленческих мероприятий по реформированию органов власти, является Правительственная комиссия по проведению административной реформы.