Назначение и конструкция каната | Предельный срок службы, лет | Порядок и условия продления срока службы |
Для подъемных установок со шкивом трения: | ||
а) шестипрядные с органическим сердечником и закрытой конструкции: | ||
оцинкованные | 2 | По результатам осмотра и инструментального контроля потери сечения металла и количества проволок на шаге свивки - ежегодно. Срок неограничен |
неоцинкованные | 1 | По результатам осмотра и инструментального контроля потери сечения металла и количества обрыва проволок - до 2 лет |
б) шестипрядные с металлическим сердечником и многопрядные | 1 | По результатам осмотра и инструментального контроля потери сечения металла и количества обрыва проволок - до 2 лет |
Уравновешивающие для подъемных установок: | ||
а) шестипрядные с органическим сердечником | 2 | По результатам осмотра и инструментального контроля потери сечения металла через 6 мес. - до 4 лет |
б) плоские стальные: | ||
для машин барабанного типа | 4 | Не продлевается |
со шкивом трения | 2 | По результатам осмотра и неразрушающего контроля потери сечения и наличия обрывов проволок - через каждые 6 мес. |
оцинкованные | Срок неограничен | |
в) круглые многопрядные малокрутящиеся | 2 | По результатам осмотра и инструментального контроля потери сечения металла через каждые 12 мес. - до 14 лет |
оцинкованные | ||
г) резинотросовые от стыка до стыка (или до конца у прицепного устройства) | 5 | По результатам осмотра и инструментального контроля обрывов тросов через каждые 2 года - до 10 лет |
Амортизационные для парашютов клетей: | ||
оцинкованные | 5 | По результатам осмотра через каждые 12 мес. - до 7 лет, затем по результатам испытаний на контрольно-испытательной станции одного каната через 12 мес. и по результатам осмотра всех канатов - до 10 лет |
неоцинкованные | 5 | Не продлевается |
Для тормозных парашютов | 4 | По результатам осмотра и инструментального контроля потери сечения металла и наличия обрывов проволок через каждые 12 мес. - до 7 лет, в дальнейшем через 6 мес. - до 10 лет |
Проводниковые и отбойные: | ||
для шахт, находящихся в эксплуатации: | ||
а) закрытые несущие | 15 | Не продлевается |
б) прядевые | 4 | По результатам осмотра и инструментального контроля потери сечения металла через каждые 6 мес. - до 7 лет |
для строящихся шахт | 3 | По результатам осмотра и инструментального контроля потери сечения металла через каждые 6 мес. - до 7 лет |
Для подвески полков и проходческого оборудования (труб, кабелей): | ||
а) прядевые, которые можно проверить на потерю сечения металла | 3 | По результатам осмотра и инструментального контроля потери сечения металла через каждые 6 мес. - до 7 лет |
б) прядевые, которые нельзя проверить на потерю сечения металла, например из-за стесненных условий | 3 | Не продлевается |
в) закрытые подъемные | 3 | По результатам контроля потери сечения металла по всей длине, если он возможен, через каждый год - до 10 лет, или по результатам испытаний отрезка каната, взятого у его нижнего конца, через каждый год в канатно-испытательной станции - до 7 лет |
Для подвески механических грузчиков (грейферов) при проводке стволов | 2 | Не продлевается |
476. Для испытания каната отрезается его конец длиной не менее 1,5 м. Для повторных испытаний каната отрезается кусок такой же длины над последним жимком запанцировки.
477. К направляемым на испытание образцам шахтных канатов, должна быть приложена копия заводского паспорта и металлический ярлык, прикрепленный к канату проволокой. На ярлыке должны быть указаны: организация, шахта, номер и назначение подъема, канат правый или левый, заводской номер каната, ГОСТ, диаметр каната, конструкция каната, даты навески, отрубки и отправки каната на испытание.
478. Канат должен быть снят и заменен другим, если закончился предельный срок службы по результатам визуального и инструментального контроля или если при повторном испытании:
запас его прочности окажется ниже 7-кратного - для людских и аварийно-ремонтных подъемов; 6-кратного - для грузо-людских подъемов и проходческих люлек; 5-кратного - для грузовых, передвижных подъемных установок и спасательных лестниц;
суммарная площадь проволок, не выдержавших испытания на разрыв и перегиб, достигает 25% общей площади поперечного сечения всех проволок каната.
Тяговые канаты монорельсовых и напочвенных дорог, испытанные перед навеской, должны испытываться повторно через каждые 6 мес. Если при повторном испытании суммарная площадь проволок, не выдержавших испытания на разрыв и перегиб, достигает 25% общей площади поперечного сечения всех проволок каната, канат должен быть снят и заменен другим.
479. Запрещается навешивать или продолжать работу стальными канатами с порванными, выпученными или запавшими прядями, с узлами, "жучками" и другими повреждениями.
Применение счаленных канатов необходимо только для откатки грузов по горизонтальным выработкам, наклонным выработкам с углом наклона до 30°, а также на подземных пассажирских подвесных канатных, монорельсовых и напочвенных дорогах. При проходке стволов в случае применения для подвесного оборудования канатов длиной более 1000 м необходимо соединение их спаренными коушами с установкой на каждой ветви каната жимков.
480. Канаты шахтных подъемных установок подлежат осмотру лицами, назначенными приказом руководителя шахты, в следующие сроки:
ежесуточно - подъемные канаты сосудов и противовесов вертикальных и наклонных подъемных установок, уравновешивающие канаты подъемных установок со шкивами трения, канаты для подвески механических грузчиков (грейферов) при проходке стволов;
еженедельно - уравновешивающие канаты подъемных установок с машинами барабанного типа, тормозные и проводниковые канаты, канаты для подвески полков, кабеля и проходческого оборудования, а также подъемные и уравновешивающие резинотросовые канаты с участием механика подъема;
ежемесячно - амортизационные и отбойные канаты, подъемные и уравновешивающие канаты, включая участки каната в запанцировке с участием главного механика шахты или его заместителя; канаты, постоянно находящиеся в стволах, с участием механика проходки строящейся шахты.
Периодичность проверки канатов подъемных установок, оборудованных системами непрерывного контроля параметров подъёмной установки и приборами инструментального неразрушающего контроля на обнаружение оборванных проволок и потерю сечения металла, должны проводиться не реже 1 раза в неделю. Результаты непрерывного контроля должны анализироваться ежесуточно.
481. Все канаты должны осматриваться по всей длине при скорости движения не более 0,3 м/с.
На подъемных установках ежесуточный осмотр канатов, у которых число оборванных проволок не превышает 2% от общего числа проволок каната на длине одного шага свивки, необходимо производить при скорости движения не более 1 м/с.
482. Запрещается эксплуатация стальных прядевых канатов шахтных подъемных установок при наличии на каком-либо участке обрывов проволок, число которых на шаге свивки от общего их числа в канате достигает при визуальном (инструментальном) контроле:
5% - для подъемных канатов сосудов и противовесов, канатов для подвески полков и механических грузчиков (грейферов);
10% - для канатов грузовых концевых откаток по наклонным выработкам с углом наклона до 30°, уравновешивающих, тормозных, амортизационных, проводниковых, отбойных канатов.
Если поврежденный участок находится в месте крепления каната к прицепному устройству, то необходимо конец каната с оборванными проволоками отрубить и снова прикрепить канат к коушу.
В журнале записи результатов осмотра подъемных канатов и их расхода должен быть отмечен наиболее поврежденный участок (шаг), на котором число оборванных проволок превышает 2% общего числа проволок каната.
483. Запрещается эксплуатация подъемных канатов закрытой конструкции:
при износе более половины высоты проволок наружного слоя;
при нарушении замка наружных проволок фасонного профиля (расслоение проволок), если шероховатость поверхности каната возникла за счет разворота вокруг продольной оси не менее чем половины наружных проволок или хотя бы одна Z-образная проволока в результате выхода из замка оказалась вне наружной поверхности каната;
при наличии трех оборванных проволок (включая и запаянные) фасонного профиля наружного слоя на длине участка, равной пяти шагам их свивки или двенадцати на всей рабочей длине каната.