Готовность Финляндии к соответствующим чрезвычайным ситуациям регулируется положениями Хельсинкской конвенцией. Она определена в Рекомендации ХЕЛКОМ 31/1 от 4 марта 2010 года "СОЗДАНИЕ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ ПОТЕНЦИАЛА ДЛЯ РЕАГИРОВАНИЯ НА РАЗЛИВЫ НЕФТИ И ДРУГИХ ОПАСНЫХ ВЕЩЕСТВ". Помимо прочего, она предписывает следующее:
a. "заниматься случаями разлива нефти и других вредных веществ в море таким образом, чтобы позволить им:
i. поддерживать готовность, которая бы обеспечивала начало соответствующих работ подразделением оперативного реагирования в течение двух часов с момента получения им сигнала тревоги;
ii. добраться в течение шести часов с момента начала работ до любого места разлива, который может произойти в подведомственном регионе соответствующей страны;
iii. обеспечить слаженное осуществление достаточных и полноценных мер реагирования на месте происшествия в максимально короткий срок, который обычно не должен превышать 12 часов.
b. Принимать меры в отношении случаев крупного разлива нефти:
i. при использовании диспергентов в период осуществления мер по борьбе с загрязнением моря и механического сбора вредных веществ, который обычно не превышает двух дней, применяется Рекомендация ХЕЛКОМ 22/2, а также учитывается предельный срок эффективного использования диспергентов;
ii. обеспечить наличие достаточного по своей емкости и подходящего по иным характеристикам резервуара для размещения собранной или облегченной нефти в течение 24 часов после получения точных сведений о масштабах утечки".
Когда разлив нефти происходит в открытом море, доклад о происшествии направляется в Морской координационно-спасательный центр (МКСЦ ТУРКУ в зоне Эгейского моря) или Морской спасательный вспомогательный центр (МССЦ Хельсинки в зоне Финского залива). После получения доклада Служба береговой охраны в максимально сжатые сроки оценит характер и масштаб разлива нефти и проинформирует об этом SYKE, а в некоторых случаях и местные органы власти. Государственные и местные органы власти, занимающиеся организацией мер по борьбе с загрязнением нефтью, а также органы власти, оказывающие им содействие (даже по собственной инициативе), несут ответственность, в соответствии с законом и с соответствующими действующими планами действий в чрезвычайных ситуациях, за начало целесообразных мер противодействия нефтяному загрязнению. Первые меры, а также последующие мероприятия, требующие специализированной подготовки, такие как сбор нефти на обширной территории, откачка нефти из пострадавшего судна и даже долгосрочные меры по борьбе с последствиями разлива нефти, принимаемые в море и на пляжах, будут осуществляться совместно представителями различных органов власти. Названные действия будут приниматься, обеспечиваться и контролироваться SYKE и проводиться под руководством Координатора мер реагирования. КМР вместе с КАСР, работающим под его началом, занимаются привлечением доступных трудовых ресурсов, предоставлением оборудования и материально-техническим обеспечением; принимают решение о том, какие меры реагирования использовать и т.д. SYKE принимает решение о том, стоит ли обращаться за помощью к Договаривающимся Сторонам Хельсинкской конвенции.