Действующий

Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике

2. Организация


В планировании реагирования на морские разливы нефти принят трёхуровневый подход:

a) Первый уровень объектовый. Каждый потенциально опасный объект имеет необходимое количество собственных или привлечённых сил и средств для ликвидации разливов, принятых как максимально возможных согласно оценке риска разлива нефти.

b) Второй уровень, когда разлив нефти превышает объектовый уровень и для его локализации и ликвидации привлекаются ресурсы регионального (бассейнового) уровня и, при необходимости, международные.

c) Третий уровень, когда разлив нефти превышает региональный уровень и необходимо привлечение ресурсов федерального уровня и/или зарубежных.

Существующая в России система планирования борьбы с разливами нефти на море предусматривает наличие:

- Федерального плана;

- региональных (бассейновых) планов;

- портовых планов (для администраций морских портов, в которых осуществляются операции с нефтью);

- объектовых планов организаций нефтяной индустрии на море, осуществляющих разведку и добычу углеводородов на море, хранение, перевозку и перегрузку нефти (категории чрезвычайных ситуаций локального до 500 тонн, регионального 500-5000 тонн и федерального значения более 5000 тонн).

Органами повседневного управления функциональной подсистемы являются:

федеральные - Федеральное бюджетное учреждение "Государственная морская аварийная и спасательно-координационная служба Российской Федерации" (ФБУ "Госморспасслужба России"), осуществляющее управление через Государственный морской спасательно-координационный центр;

региональные - морские спасательно-координационные центры (МСКЦ), морские спасательные подцентры (МСПЦ) и диспетчерские службы федерального государственного унитарного предприятия "Балтийское бассейновое аварийно-спасательное управление" и его филиалов;

объектовые - дежурно-диспетчерские службы организаций морского транспорта, морских портов, филиалов федерального государственного унитарного предприятия "Росморпорт", судоходных компаний и других организаций независимо от ведомственной и национальной принадлежности, осуществляющих разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти на морских акваториях.

В российском секторе Арктики в настоящее время действуют МСКЦ Мурманск, МСКЦ Диксон, МСПЦ Архангельск, МСПЦ Тикси и МСПЦ Певек. Поскольку навигация в районе МСПЦ Тикси и МСПЦ Певек носит сезонный характер, эти МСПЦ функционируют только в период навигации.