Министерство транспорта является главным федеральным управляющим органом, ответственным за работу Управления по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью и борьбе с ним. Министерство устанавливает законодательную и регулирующую основу подготовки и принятия ответных действий при разливах судами нефтепродуктов. Оно ответственно за обеспечение надлежащего уровня подготовленности к борьбе с такими разливами в водах, находящихся под юрисдикцией Канады. К числу особых мероприятий, проводимых Министерством, относятся: обеспечение готовности на случай разлива нефтепродуктов и обеспечение мер по борьбе с такими загрязнениями, а также надзор за деятельностью уполномоченных организаций в случае предоставления им акта о назначении; разработка и внедрение нормативной базы, направленной на подготовку и принятие ответных мер при разливах судами нефтепродуктов; осуществление контроля за соответствующим уровнем национальной готовности; проведение оценки риска и внесение корректировок в деятельность Управления по мере необходимости; проведение мониторинга и предотвращение разлива нефтепродуктов в рамках реализации Национальной программы по воздушному наблюдению, которая включает надземное наблюдение в Арктике; оказание содействия Региональному консультативному совету Арктического региона. Министерство транспорта Канады также ответственно за реализацию Национального чрезвычайного плана по предоставлению убежища судам, применяемого в тех случаях, когда судну необходимо оказание помощи либо когда судно, находящееся в территориальных водах Канады, нуждается в убежище. Министерство транспорта Канады также ответственно за утверждение процедуры, которая относится к ответственности и выплатам компенсаций судами, по вине которых произошло загрязнение морской среды. Закон о морской ответственности (ЗМО), принятый в 2001 году, а затем исправленный и дополненный в 2009 году, объединяет все виды морской ответственности и компенсаций в один акт. В нем есть части 6 и 7, которые касаются загрязнений морской среды судами. ЗМО представляет собой синтез внутреннего и международного права, а также включает в себя различные международные конвенции, принятые Международной морской организацией (ММО), которые в свою очередь были ратифицированы Канадой.
Канадская береговая охрана (КБО), представляющая собой специализированное исполнительное агентство Министерства рыболовства и океанических исследований Канады, является главным федеральным агентством, ответственным за проведение надлежащих мероприятий, связанных с ликвидацией последствий: разлива нефтепродуктов судами, разливов неизвестного происхождения, загрязнений, возникших в процессе сливно-наливных работ в результате погрузки или разгрузки судов с нефтепродуктами, а также разлива от иных источников в водах иностранных государств в случае их смежности с Канадскими водами. Канадская береговая охрана осуществляет свою деятельность, выполняя функции либо:
1) Сотрудника федеральной службы по мониторингу, осуществляя наблюдение за действиями виновника загрязнения, предпринятые им при разливах нефтепродуктов (в этом случае виновник загрязнения должен удостовериться, что ущерб, нанесенный морской среде Канады, минимизирован, и немедленно предпринять соответствующие меры по ликвидации последствий загрязнения самостоятельно или при помощи уполномоченной организации); либо
2) Руководителя по ликвидации аварии на месте происшествия, осуществляя руководство деятельностью по ликвидации последствий разливов нефти. В случае если виновник загрязнения неизвестен или отказывается/не имеет возможности взять на себя обязательства по ликвидации разливов частично или в полном объеме; в случае если виновник отказывается продолжать проведение аварийных мероприятий; или реализует данные мероприятия, но они, с точки зрения Береговой охраны, не отвечают требованиям, Береговая охрана берет на себя управление процессом по ликвидации загрязнения. Такие действия Береговой охраны могут включать мероприятия по устранению загрязнений самостоятельно или посредством направления на место происшествия судна или иного субъекта с целью принятия необходимых, с точки зрения Береговой охраны, мер, направленных на восстановление, устранение неисправности, уменьшение или предотвращение ущерба вследствие загрязнения. Канадская береговая охрана может также выступить в качестве ведомства по мобилизации ресурсов. Так, например, местные власти или компании по бурению морских скважин могут обратиться за советом и/или необходимым оборудованием к береговой охране в случае происшествия, связанного с загрязнением нефтепродуктами. КБО произведет оценку ущерба, нанесенного данным инцидентом, а также предпримет при необходимости первоначальные меры по устранению последствий загрязнения. Тем не менее КБО наложит обязательства по устранению последствий загрязнения на виновника этого загрязнения, который в свою очередь должен будет определить руководителя по ликвидации аварии на месте происшествия, на которого будет возложена ответственность по: предоставлению КБО приемлемого плана по устранению последствий загрязнения; надлежащему управлению процессом ликвидации последствий загрязнения; а также введению в действие необходимых ресурсов. Несмотря на это КБО сохраняет за собой право вмешаться, а также взять на себя весь процесс управления по ликвидации последствий загрязнения в том случае, когда виновник загрязнения не установлен, а также в случаях, когда виновник загрязнения отказывается или не имеет возможности обеспечить принятие должного решения в рамках сложившейся ситуации самостоятельно. В Арктических водах, выше 60 градуса северной широты, КБО по-прежнему будет накладывать обязательства по устранению последствий загрязнения на виновника этого загрязнения. Однако в силу того, что финансирование деятельности по устранению последствий загрязнения в Арктике производится не за счет промышленного сектора, КБО оставляет за собой право предпринять необходимые меры самостоятельно, в случае если виновник загрязнения не в состоянии выполнить свои обязательства или отказывается от их выполнения.
Министерство охраны окружающей среды Канады является органом федеральной власти, предоставляющим научные и экологические консультации при разливах нефти судами, а также при утечке химических веществ. Министерство также может создавать мультидисциплинарные группы научных экспертов с целью определения приоритетных для окружающей среды областей, на которые необходимо обратить первоочередное внимание при разливах нефти. Такая группа экспертов может включать в себя представителей федерального правительства и местной власти, а также представителей территориального управления; представителей промышленного сектора и иных организаций в регионе, например, таких как группы коренных народов. В случае аварийного загрязнения морской среды Министерство охраны окружающей среды Канады предоставит поддержку всем вовлеченным в происшествие лицам посредством предоставления экспертной экологической консультации самостоятельно или через группу экспертов, особенно по вопросам, касающимся приоритетных областей экологической защиты, экологически чувствительных зон и наиболее целесообразных мер по очистке. Оно также предоставит консультацию по способам снижения негативного влияния на окружающую среду, по моделированию возможных траекторий разливов нефти, по возможным предостережениям и изменениям морской погоды, а также по местоположению представителей флоры и фауны.
Промышленный сектор: В случае разлива нефти судовладелец или компания, предоставляющая услуги по проведению сливно-наливных работ, имеют возможность самостоятельно вычистить нефть, инициировать соглашение с уполномоченной на проведение мероприятий по ликвидации последствий загрязнения организацией, нанять фирму по ликвидации последствий загрязнения или передать управление процессом ликвидации последствий загрязнения Канадской береговой охране.