Канада разработала систему готовности к загрязнениям морской среды нефтью и реагирования на такие загрязнения, куда входят две важнейших структуры: Управление Канады по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью и борьбе с ним (подконтрольно Министерству транспорта Канады), а также Управление Канады по оперативному реагированию, представляющее собой одно из подразделений Канадской береговой охраны.
Деятельность системы Канады по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью и борьбе с ним базируется на плодотворном сотрудничестве между правительством и промышленным сектором, а основным принципом работы является то, что виновники загрязнения обязаны выделять средства на организацию профилактических мероприятий, а также на мероприятия по ликвидации последствий вызванного ими загрязнения. За разлив танкерами стойкой нефти Закон о морской ответственности предусматривает многоуровневую систему ответственности, основанную на принципе оплаты за счет виновника загрязнения, а также на принципе разделения ответственности между судовладельцем и грузовладельцем. Судовладелец всегда в первую очередь (с некоторыми процессуальными средствами защиты против иска) несет ответственность основанный на ограничения тоннажа судна.
Канадский Закон о судоходстве от 2001 года (КЗС 2001 года) является основным законодательным актом, регулирующим вопрос безопасности морских перевозок, а также защиты морской среды. Профилактика и контроль загрязнения судами также регламентированы Канадским Законом о судоходстве от 2001 года (КЗС) и Законом о предотвращении загрязнения арктических вод. Согласно КЗС от 2001 года, все танкеры грузоподъемностью 150 или более тонн, а также иные суда грузоподъемностью 400 или более тонн, перевозящие нефть в качестве груза или топлива, обязаны иметь на борту согласованный Судовой план чрезвычайных мер по борьбе с загрязнением нефтью (План SOPEP), для того чтобы иметь возможность осуществлять какую-либо деятельность в территориальных водах Канады.
Канадская береговая охрана (КБО) является главным органом, ответственным за принятие мер в случаях разливов нефти судами, а также разливов нефтепродуктов неизвестного происхождения. План действий КБО на случай аварийного разлива нефти определяет рамки и условия, при которых КБО должна организовать свою деятельность, с тем чтобы обеспечить принятие необходимых мер для ликвидации последствий, вызванных загрязнением морской среды.