ПИСЬМО
от 3 декабря 2013 года N ЕД-4-15/21594
Об обязательном представлении налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость в электронной форме
Федеральная налоговая служба в связи с изменениями, внесенными статьей 12 Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Федеральный закон N 134-ФЗ), в пункт 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), поручает территориальным налоговым органам провести информационно-разъяснительную работу с налогоплательщиками.
Начиная с налогового периода за первый квартал 2014 года представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) производится налогоплательщиками (в том числе указанными в пункте 5 статьи 173 Кодекса), по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Вместе с тем для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих небольшую численность и невысокий уровень доходов от операций по реализации товаров (работ, услуг) либо занимающихся определенными видами деятельности, действующее законодательство Российской Федерации о налогах и сборах предусматривает возможность освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатной НДС, или применения специальных режимов налогообложения.
Обязанность представлять налоговую декларацию по НДС по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота отсутствует в следующих случаях.
1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
Организации и индивидуальные предприниматели на основании пункта 1 статьи 145 Кодекса имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатной НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 173 Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 145 Кодекса лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 статьи 145 Кодекса, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета, не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.
2. Переход на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 Кодекса налогоплательщик имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором налогоплательщик подает уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 Кодекса, не превысили 45 млн. рублей.
При этом на основании пунктов 2 и 3 статьи 346.11 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 346.13 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
3. Применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
С 1 января 2013 года налогоплательщики могут применять систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, предусмотренных пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса, на добровольной основе.
При этом на основании пункта 4 статьи 346.26 Кодекса лица, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии с требованиями пункта 3 статьи 346.28 Кодекса организации или индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения, установленной главой 26.3 Кодекса, заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика единого налога.
4. Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.1 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями, вправе добровольно перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном главой 26.1 Кодекса.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 346.1 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.3 организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога.
5. Применение патентной системы налогообложения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.43 Кодекса индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, может применяться патентная система налогообложения.
Индивидуальные предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате, в соответствии с перечнем, утвержденным пунктом 11 статьи 346.43 Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 346.45 Кодекса индивидуальный предприниматель подает лично или через представителя, направляет в виде почтового отправления с описью вложения или передает в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи заявление на получение патента в налоговый орган по месту жительства не позднее чем за 10 дней до начала применения индивидуальным предпринимателем патентной системы налогообложения. В случае, если индивидуальный предприниматель планирует осуществлять предпринимательскую деятельность на основе патента в субъекте Российской Федерации, в котором не состоит на учете в налоговом органе по месту жительства или в качестве налогоплательщика, применяющего патентную систему налогообложения, указанное заявление подается в любой территориальный налоговый орган этого субъекта Российской Федерации по выбору индивидуального предпринимателя.
При этом на основании пункта 3 статьи 346.45 Кодекса выдача патента производится налоговым органом в течение пяти дней со дня получения заявления на получение патента.
В соответствии со статьей 346.52 Кодекса налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением патентной системы налогообложения, в налоговые органы не представляется.