При определении рыночной стоимости АМТС судебными экспертами могут использоваться, в основном, два подхода - сравнительный и затратный, а именно:
- сравнительный анализ продаж (анализ информации о первичном и вторичном рынке АМТС в Российской Федерации), также сравнительный анализ продаж с учетом таможенных платежей и затрат на доставку (анализ информации о первичном и вторичном рынке АМТС за рубежом).
- затратный (с учетом износа АМТС);
Доходный подход при оценке АМТС, как правило, не применяется ввиду следующих обстоятельств:
- доходный подход даёт достаточно точные результаты в случае, когда объект оценки является типично доходным объектом, способным генерировать доход как самостоятельная единица;
- автомобили являются, с одной стороны массовыми изделиями, с другой - не являются типично доходными объектами, поэтому их оборот на рынке, в подавляющем большинстве, подчиняется закономерностям рынков с совершенной конкуренцией (двустронняя полиполия).
При наличии достаточного количества информационных источников, наиболее приоритетным является подход сравнительного анализа продаж (рыночный метод оценки).
В случае, если в постановлении (определении) лица, назначившего экспертизу, не определен конкретный вид стоимости, подлежащий установлению, то определяется "рыночная стоимость". Данное правило применимо и в том случае, если в постановлении (определении) указывается на необходимость определения таких стоимостей как: "действительной", "разумной", "реальной", "эквивалентной" и др.
Определение рыночной стоимости АМТС осуществляется на основании следующих данных, полученных при осмотре и изучении документов на АМТС, справочной литературы, исследовании материалов дела, других представленных документов:
- марка, модель, модификация;
- тип кузова;
- дата выпуска заводом-изготовителем (срок эксплуатации);
- пробег;
- комплектация и комплектность;
- техническое состояние АМТС;
- объем и качество проведенных ремонтов;
- замена основных агрегатов и узлов;
- наличие дефектов от ненадлежащих условий хранения и эксплуатации.