Государственное учреждение Российский Федеральный Центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации
Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки
Методическое руководство для судебных экспертов
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с изданием
Методических рекомендаций ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от 18 июля 2013 года
____________________________________________________________________
Настоящее Методическое руководство по определению стоимости восстановительного ремонта и оценки автомототранспортных средств (далее - Руководство) устанавливает методику проведения автотехнических экспертиз и исследований в системе судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции РФ. Руководство может быть также использовано другими экспертными организациями и частными экспертами при проведении автотехнических исследований.
За основу Руководства принято Методическое руководство[3], изданное в 2001 году, в которое внесены существенные дополнения и изменения.
Необходимость переработки и актуализации Методического руководства[3] вызвана следующими причинами:
за истекший период произошли существенные изменения в законодательстве Российской Федерации - были приняты Уголовный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон N 73* "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", издан Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14 мая 2003 года N 114 "Об утверждении перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации";
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Здесь и далее следует читать "Федеральный закон N 73-ФЗ от 31.05.2001 года ". - Примечание изготовителя базы данных.
в судебной экспертизе перестали существовать такие понятия, как "автотовароведческая экспертиза" и "эксперт автотоваровед";
за прошедшие 5 лет произошла существенная смена модельного ряда транспортных средств, появилось значительное количество новых моделей и модификаций транспортных средств;
существенно возросли требования к методическому уровню проведения автотехнических и товароведческих экспертиз и исследований;
частично устарели или оказались недостаточны по своему содержанию положения предыдущего Методического руководства[3].
Авторы приносят свою искреннюю признательность эксперту Сабирзянову Р.Ф. (РФЦСЭ), а также экспертам Приволжского и Южного региональных центров судебной экспертизы Министерства юстиции РФ, способствовавших изданию Руководства за их вклад в эту работу.
Настоящее Методическое руководство разработано в целях актуализации и переработки Методического руководства[3] и определяет общие положения, принципы, методы и организацию производства автотехнических и товароведческих экспертиз (далее - экспертизы) по специальностям N 13.4 и N 19.3 соответственно: "Исследование транспортных средств, в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости" и "Исследование транспортных средств, в том числе с целью проведения их оценки".
Методическое руководство разработано с учетом требований Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", приказа Министерства юстиции Российской Федерации "Об утверждении перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации", а также нормативной правовой и нормативно-технической документации по вопросам экспертной деятельности в отношении транспортных средств, технической эксплуатации транспортных средств и безопасности дорожного движения.
Основными задачами Методического руководства являются:
обеспечение проведения судебных и несудебных экспертиз на единой методической основе;
обеспечение полноты, точности и доказательности результатов экспертиз и исследований.
Методическое руководство разработано на основе результатов современных научных исследований по видам экспертной деятельности в отношении транспортных средств, результатов статистического исследования стоимостных характеристик товарных рынков транспортных средств, запасных частей к транспортным средствам, материалов для ремонта и работ по ремонту транспортных средств. При разработке Методического руководства учтены положения действующих нормативных правовых актов, нормативно-технической и методической документации по вопросам судебной экспертизы, экспертной деятельности на транспорте, технической эксплуатации транспортных средств, а также отечественный и зарубежный практический опыт экспертной деятельности в отношении транспортных средств.
Настоящее Методическое руководство следует применять при производстве судебных экспертиз и автотехнических исследований вместо Методического руководства, действие которого заканчивается.
Документ предназначен для использования:
судебными экспертами, имеющими право самостоятельного производства автотехнических и товароведческих экспертиз по специальностям: "Исследование транспортных средств, в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости" и "Исследование транспортных средств, в том числе с целью проведения их оценки";
в Системе добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы;
при профессиональной переподготовке и повышении квалификации судебных экспертов по специальностям: "Исследование транспортных средств, в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости" и "Исследование транспортных средств, в том числе с целью проведения их оценки";
в экспертной деятельности на транспорте;
при проведении несудебных исследований по заявлениям физических или юридических лиц.
Руководство содержит:
- методику определения стоимости АМТС с учетом его технического состояния, износа, комплектности, наличия дефектов и т.д.;
- методику определения затрат на восстановление АМТС;
- методику определения стоимости годных остатков АМТС;
- методику определения величины утраты товарной стоимости АМТС;
- различного рода рекомендации, образцы используемых документов, справочные данные, таблицы, перечень необходимых технических, юридических и экономических терминов.
Применение данного руководства обеспечивает единую методическую основу для судебных экспертов, а также достоверность, точность, доказательность и объективность полученных результатов.
Агрегат | Сборочная единица, обладающая полной взаимозаменяемостью, возможностью сборки отдельно от других составных частей изделия или изделия в целом и способностью выполнять определенную функцию в изделии или самостоятельно. |
Аналог | При установлении сходства АМТС можно выделить три уровня: функциональное сходство (по области применения, назначению); конструктивное сходство (по конструктивной схеме, составу и компоновке элементов, дизайну и эргономике); параметрическое сходство (по значению параметров). При полном достижении функционального, конструктивного и параметрического сходств принято говорить об идентичности объектов, а при приблизительном и частичном сходствах - об аналогичности. |
Вмятина | Повреждения различной формы и размеров, характеризующиеся вдавленностью следовоспринимающей поверхности, появляющейся вследствие остаточной деформации |
Восстановительный ремонт | Комплекс работ, необходимых для восстановления технических характеристик и потребительских свойств, которые АМТС имело непосредственно до повреждения. |
Вспомогательный материал | Материал, масса которого не входит в массу основного изделия (бумага наждачная, растворитель, смывка и т.д.). |
Грузоподъёмность | Масса груза, на перевозку которого рассчитано данное транспортное средство; основная эксплуатационная характеристика транспортного средства |
Демонтаж | Снятие изделия или его составной части с места установки на АМТС. |
Деталь | Изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций. |
Дефект существенный | "существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки". В данном руководстве под недостатком товара (изделия) понимается дефект и (или) совокупность дефектов. Основные признаки, позволяющие отнести дефект агрегата, узла к существенному дефекту. 1) дефект, после устранения которого снижается ресурс (срок службы) изделия, заложенный изготовителем, возникает утрата товарной стоимости изделия; 2) неустранимый дефект базовой детали изделия или дефект базовой детали изделия, возникший вновь после устранения в соответствии с рекомендованной ремонтной технологией; 3) дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых с утратой товарной стоимости изделия составляет не менее 10% стоимости нового изделия. Дефект АМТС как сложного изделия является существенным дефектом, если: выявлен дефект несущей конструкции кузова, рамы), удовлетворяющий хотя бы одному условию п.п.1-3; выявлены дефекты хотя бы 3 основных агрегатов (двигателя, КПП, раздаточной коробки, заднего моста в сборе, переднего моста в сборе и т.п.), удовлетворяющие хотя бы одному условию п.п.1-3. |
Дефект значительный | Дефект, который существенно влияет на использование продукции по назначению и (или) на её долговечность, но не является критическим |
Дефект критический | Дефект, при наличии которого использование продукции по назначению, практически невозможно или недопустимо |
Дефект малозначительный | Дефект, который существенно не влияет на использование продукции по назначению и её долговечность |
Деформация | Изменение формы или размеров тела или его части под действием внешних сил |
Диагностирование общее | Диагностирование систем АМТС (агрегата) по параметрам, характеризующим их общее техническое состояние без выявления конкретной неисправности (работоспособные или неработоспособные) |
Дополнительное оборудование | Оборудование, которое может быть установлено заводом-изготовителем на всех АМТС данной серии по индивидуальному заказу, а также оборудование, установленное на АМТС в процессе его эксплуатации помимо серийного оборудования |
Дорожно-транспортное происшествие | Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения, либо причинён иной материальный ущерб |
Задиры | Следы скольжения с приподнятостью кусочков, частиц следовоспринимающей поверхности |
Идентификационный номер (VIN) | Уникальный 17-значный номер, присваиваемый АМТС заводом-изготовителем |
Идентификация АМТС | Комплексное исследование, включающее в себя: 1) установление конструктивных, функциональных и эксплуатационных характеристик транспортного средства, определяющих его марку, модель, модификацию; 2) исследование маркировочных обозначений на агрегатах АМТС в целях расшифровки информации об АМТС; 3) установление соответствия маркировочных обозначений на АМТС записям в сопровождающей документации и свойствам АМТС. |
Идентификация установленного на АМТС оборудования | Последовательность исследования, состоящая из этапов: 1) определение перечня оборудования, установленного на АМТС по функциональному признаку; 2) определение модели и изготовителя оборудования. |
Идентичное АМТС | см. Аналог |
Исправное состояние (исправность) | Состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией. |
Качество выполненного ремонта | Соответствие (несоответствие) технических характеристик, внешнего вида и интерьера АМТС требованиям нормативной документации. |
Мелкие детали (крепёж) | Болты, гайки, винты, стяжки, шайбы, шплинты, заклепки, пистоны, пластмассовые крепежные материалы, прокладки и т.д., заменяемые при проведении работ по замене поврежденных съемных элементов транспортного средства. В расчётах принимается, как 2% от стоимости заменяемых повреждённых элементов транспортного средства. |
Модельный год | Условный год выпуска АМТС, указываемый (в большинстве случаев) в VIN. Как правило, VIN содержит информацию не о фактической дате выпуска, а о так называемом модельном годе. Модельный год в автомобилестроении не совпадает с годом календарным и у большинства автопроизводителей начинается с июля. Например: если автомобиль фактически выпущен в октябре 1998 года, то в VIN, как правило, будет указан 1999 модельный год. |
Монтаж | Установка изделия или его составных частей на предусмотренное для них место на АМТС. |
Наружная окраска | Окраска наружных поверхностей АМТС (при необходимости - с окраской торцов и проемов дверей, сточных желобков капота и крышки багажника). |
Наслоение | Связанное с процессом следообразования перенесение материала одного объекта на следовоспринимающую поверхность другого. При дорожно-транспортных происшествиях наблюдаются наслоения краски, резины, с одного транспортного средства на другом, следы наслоения на дорожном покрытии от колес транспортного средства |
Недопробег АМТС | Отрицательное значение разности фактического и среднего статистического пробега АМТС. |
Неисправное состояние (неисправность) | Состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований, установленных нормативно-технической документацией. |
Неработоспособное состояние (неработоспособность) | Состояние объекта, при котором значение хотя бы одного заданного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует установленным нормативно-технической документацией. |
Одометр | Прибор для определения пройденного расстояния |
Осмотр АМТС | Органолептическое исследование АМТС в целях: идентификации АМТС, определения работоспособности АМТС, выявления повреждений и дефектов, следов ремонта. При осмотре АМТС может производиться фото- или видеосъемка, составляться акт осмотра АМТС. Может выполняться общее и/или поэлементное диагностирование с использованием контрольно-измерительных средств. |
Основной материал | Материал, масса которого входит в массу основного изделия (краска, антикоррозионное, противошумное покрытие и т.д.). |
Перепробег АМТС | Положительное значение разности фактического и среднего статистического пробега АМТС. |
Повреждение | Нарушение исправности физического объекта вследствие влияния на него внешних воздействий, превышающих уровни, установленные в нормативно-технической документации. |
Полная окраска | Окраска наружных и внутренних поверхностей АМТС |
Проверка | Исследование элемента АМТС после частичной или полной разборки АМТС (агрегата) с контролем рабочих параметров (характеристик). |
Работоспособное состояние (работоспособность) | Состояние объекта, при котором он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения основных выходных параметров в пределах, установленных нормативно-технической документацией. |
Разборка | Разделение изделия на детали и (или) сборочные единицы. |
Регулировка | Процесс (операция) изменения связей в системе в целях достижения определенных параметров функционирования системы. |
Ремонтные материалы | Основные и вспомогательные материалы, используемые при ремонте. |
Серийная комплектация АМТС (серийное оборудование) | Оснащенность АМТС оборудованием, которое устанавливается заводом-изготовителем на всех АМТС данной модификации (серии) в обязательном порядке. |
Скрытый дефект | Дефект, который не может быть выявлен при осмотре транспортного средства, для выявления которого необходима дополнительная проверка детали, узла или агрегата. |
Сопряжение | Относительное положение составных частей изделия при сборке, характеризуемое соприкосновением их поверхностей и (или) зазором между ними, заданными в конструкторской документации. |
Тип транспортного средства | Один из основных классификационных признаков транспортного средства, определяющий его назначение и общее конструктивное исполнение |
Транспортное средство | Устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Транспортным средством также является прицеп (полуприцеп и прицеп-роспуск), не оборудованный двигателем и предназначенный для движения в составе с механическим транспортным средством. |
Узел | Сборочная единица, которую можно собрать отдельно от других составных частей изделия или от изделия в целом и которая может выполнять определенные функции в изделиях одного назначения только совместно с другими составными частями. |
Условия эксплуатации | Факторы, оказывающие наибольшее влияние на ухудшение технического состояния АМТС (износ АМТС). К ним относятся: режим движения и нагрузка на АМТС, дорожные и климатические условия, качество топлива, смазочных материалов, технического обслуживания и мастерства вождения |
Ущерб | Согласно ст.15, ч.2 ГК РФ под реальным ущербом "понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества". В настоящем Руководстве под ущербом понимается компенсация за полученные повреждения, которая может быть определена как минимальная из следующих стоимостей: затраты, необходимые для восстановления свойств АМТС, которые оно имело на момент повреждения, утрата товарной стоимости (при этом затраты на транспортировку, хранение АМТС, упущенная выгода в результате простоя АМТС и т.п. экспертом не оцениваются), или сумма, эквивалентная доаварийной стоимости АМТС за вычетом стоимости его остатков, пригодных для использования (реализации), либо без вычета стоимости остатков, если их невозможно оценить |
Экспертная организация | Юридическое лицо, имеющее в своем штате не менее одного эксперта, для которого эта организация является основным местом работы, а проведение экспертизы является одним из видов деятельности, предусмотренных в учредительных (статутных) документах указанной организации. |