Наименование | Социально-психологическая и социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних клиентов | Код | A/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Диагностика и оценка психосоциального статуса, педагогической запущенности, реабилитационного потенциала несовершеннолетнего |
Выявление и оценка ресурсов семьи, значимого для реабилитанта окружения | |
Составление прогноза социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего, согласование его со специалистами реабилитационной команды, при необходимости - корректировка прогноза | |
Разработка социально-психологического раздела индивидуального маршрута реабилитации и согласование его с руководителем подразделения (организатором реабилитационного случая), членами реабилитационной команды, реабилитантом и его законными представителями | |
Доведение до сведения реабилитанта и (или) его законных представителей алгоритма и процедуры реализации социально-психологического и социально-педагогического разделов индивидуального маршрута реабилитации, получение письменного согласия на ведение случая | |
Консультирование реабилитанта, его законных представителей, специалистов образовательных, социозащитных и медицинских организаций по вопросам социально-психологической реабилитации несовершеннолетнего | |
Разработка рекомендаций и оказание помощи реабилитанту-инвалиду в организации реабилитационной среды, обустройстве его жизненного пространства, преодолении психологических барьеров при использовании реабилитационного оборудования; психологическая адаптация к техническим средствам реабилитации | |
Консультирование семьи, формирование группы психологической поддержки для реабилитанта и членов его семьи, в том числе с участием семей других реабилитантов | |
Выбор программы социокультурной реабилитации, реабилитационного досуга и обеспечение реабилитанту доступа к этим программам | |
Мониторинг и оценка результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации | |
Оценка степени риска нарушений адаптации реабилитанта и разработка рекомендаций по его сопровождению после завершения индивидуального маршрута реабилитации | |
Отслеживание динамики психосоциального статуса реабилитанта | |
Документирование хода социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего и составление отчета по их результатам для целей аудита и передача их в соответствующие инстанции | |
Необходимые умения | Анализировать причины, ставшие основанием для направления несовершеннолетнего на реабилитацию |
Определять оптимальный перечень мероприятий социально-психологической и социально-педагогической реабилитации и очередность их выполнения | |
Прогнозировать результаты реабилитации на основании оценки потребностей, личностных ресурсов и рисков реабилитанта, его жизненной ситуации | |
Подбирать эффективные методы социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетнего в соответствии с его актуальным состоянием, уровнем развития, возрастом, образованием, социальным статусом | |
Определять готовность реабилитанта к участию в индивидуальных и групповых программах реабилитации | |
Владеть методами мобилизации личностных ресурсов реабилитанта, его социальной сети | |
Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной, медицинской и другими службами по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта | |
Обучать родителей (законных представителей), педагогов образовательных организаций, специалистов медицинских, социозащитных учреждений методам психологической поддержки, воспитания, восстановительного обучения реабилитанта, при необходимости консультировать по вопросам обустройства реабилитационной среды для реабилитанта-инвалида и оптимальным способам адаптации к ней | |
Оценивать результаты реабилитационных мероприятий в соответствии с возможностями самого реабилитанта, его ближайшего окружения и средовых ресурсов | |
Применять методы и технологии психосоциального тренинга, ведения групп психологической поддержки, консультирования, сопровождения и другие технологии и методы социально-психологической и социально-педагогической помощи несовершеннолетним с учетом их ментальных, поведенческих, сенсорных, психомоторных и других особенностей | |
Протоколировать ход обследования, оформлять заключения по результатам индивидуального маршрута реабилитации, готовить отчеты, вести соответствующую документацию | |
Развивать и поддерживать обмен профессиональными знаниями с другими специалистами по комплексной реабилитации | |
Взаимодействовать с членами реабилитационной команды, социальной и медицинской службой и другими организациями по вопросам комплексной реабилитации в интересах реабилитанта | |
Проявлять позитивное отношение, терпимость, выражать эмоциональную поддержку реабилитанту, его законным представителям | |
Необходимые знания | Законодательство по вопросам образования, опеки и попечительства несовершеннолетних, дополнительных гарантиях, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социального обслуживания детей-инвалидов и другая нормативная правовая документация в области оказания психологической, педагогической, реабилитационной помощи несовершеннолетним, законодательство в области защиты персональных данных |
Назначение, критерии отбора и способы использования психодиагностических методик, необходимых для обследований, показания и противопоказания к их использованию в соответствии с состоянием здоровья, возрастом, уровнем потенциального и актуального развития, образования, культуры несовершеннолетнего | |
Процедура психодиагностики, организация и осуществление индивидуального маршрута реабилитации, мониторинг и оценка результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних | |
Методы и технологии социально-психологической и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних | |
Основы практики эргономики, эрготерапии, кинезиотерапии, использования технических средств реабилитации | |
Основы практики социокультурной, психологической, медицинской реабилитации | |
Методы мобилизации личностных, семейных ресурсов несовершеннолетнего, ресурсов значимого для него окружения | |
Основные методы и способы медиации, разрешения конфликтных ситуаций | |
Технологии мониторинга и оценки результатов социально-психологической и социально-педагогической реабилитации | |
Типы документации и способы ее ведения, классификация плановых документов, процедура их согласования и принятия | |
Другие характеристики | Соблюдение правил профессиональной этики и деонтологии |