Наименование | Выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства, обеспечение защиты их прав и законных интересов | Код | B/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Взаимодействие с гражданами, государственными и муниципальными органами, общественными и иными организациями, средствами массовой коммуникации, негосударственными неправительственными организациями по сообщениям о нарушении прав несовершеннолетних |
Обследование условий жизни несовершеннолетнего гражданина, оценка ситуации его благополучия, установление факта нуждаемости в помощи государства и отсутствия родительского попечения | |
Составление акта обследования условий жизни несовершеннолетнего гражданина и его семьи, в том числе акт о выявлении ребенка, нуждающегося в помощи государства | |
Организация отбора и взаимодействия с уполномоченными организациями, осуществляющими полномочия по выявлению несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства | |
Ведение учета детей, нуждающихся в помощи государства, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | |
Осуществление немедленного отобрания ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью в порядке, установленном законодательством | |
Подготовка заявления в суд о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах | |
Ведение документации и служебной переписки | |
Необходимые умения | Анализировать законодательство и применять на практике нормативные правовые акты |
Анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений | |
Проводить обследование условий жизни детей разных возрастных групп | |
Оценивать ситуации с точки зрения благополучия ребенка | |
Выявлять признаки и последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетних | |
Выявлять признаки пренебрежения нуждами ребенка со стороны родителей | |
Составлять акты проверок, запросов; вести документацию и электронный документооборот | |
Общаться с разными категориями граждан и с детьми разных возрастных групп | |
Работать в межведомственной команде | |
Владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, почтовые и информационно-поисковые системы и пр.) | |
Вести деловые переговоры | |
Необходимые знания | Законодательство Российской Федерации, международные нормативные акты в сфере защиты прав детей |
Причины, признаки, критерии детского и семейного неблагополучия | |
Психология девиантного поведения (алкоголизация, наркомания, конфликт с законом, жестокость, агрессия и пр.) | |
Педагогика и психология детско-родительских отношений | |
Основания для признания ребенка нуждающимся в помощи государства и оставшимся без родительского попечения | |
Основы возрастной и социальной психологии | |
Судебное производство | |
Стандарты оформления документации, деловых бумаг, запросов, в том числе в электронном виде, правила их хранения | |
Другие характеристики | Работа специалиста должна быть направлена на раннее выявление детского и семейного неблагополучия |
Специалист не должен допускать изъятия детей из семьи без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, а также необоснованного изъятия детей из семьи | |
Вмешательство специалиста в жизнь семьи должно строиться на позитивном взаимодействии с родителями с целью обеспечения безопасности и развития ребенка | |
В практике работы специалиста инициирование вопроса об обращении в суд с иском о лишении родительских прав должно являться крайней мерой вмешательства в семью и применяться в исключительных случаях | |
Соблюдение профессиональной этики |