Действующий

Методические рекомендации по сохранению медицинских кадров в системе здравоохранения

2.1. Подготовка медицинских кадров, их профессиональное развитие и последующее трудоустройство


Подготовка специалистов, повышение квалификации, профессиональная переподготовка и стажировка медицинских работников осуществляются на основании действующей нормативно-правовой базы, включающей в том числе:

Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 26 декабря 2011 года N 1644н "О внесении изменений в Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 года N 415н;

Приказ Минздрава России от 03.08.2012 N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях".

В рамках реализации положений Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Минздравсоцразвития России приказом от 16 апреля 2012 года N 362н утвержден "Порядок организации и проведения практической подготовки по основным образовательным программам среднего, высшего и послевузовского медицинского или фармацевтического образования и дополнительным профессиональным образовательным программам".

В условиях действующей нормативной правой базы и с учетом результатов проведенного исследования может быть рекомендован следующий набор возможных мероприятий:

1) Совершенствование механизмов и условий целевого набора абитуриентов


Расширение целевого приема абитуриентов в образовательные организации среднего и высшего медицинского образования, с целью их последующего трудоустройства в медицинские организации субъекта Российской Федерации является успешной практикой по обеспечению притока специалистов в отрасль.

Целесообразно проводить согласование структуры и определение количества мест по целевому набору, исходя из прогноза потребностей региона в кадровых ресурсах. Для этого необходимо обеспечить реализацию данной меры на основе трехсторонних договоров с ВУЗом, а также целесообразно использование механизма частно-государственного партнерства, благотворительности и др. (Программа "Социальный пакет" г.Новосибирска).

2) Меры социальной поддержки на этапе получения среднего и высшего медицинского образования


Для формирования механизмов закрепления медицинских специалистов уже на этапе получения высшего профессионального образования целесообразно введение такой меры социальной поддержки как выплата именных (за счет бюджета субъекта Российской Федерации) стипендий студентам. Для реализации данной меры социальной поддержки возможно принятие Постановление Правительства субъекта Российской Федерации, в котором устанавливается размер подобных стипендий и виды дополнительных выплат целевым студентам, а также утверждаются Положения о стипендиях целевым студентам. Помимо выплаты стипендий "целевым" студентам целесообразно компенсировать бесплатный проезд на муниципальном транспорте.

3) Реализация мер социальной поддержки медицинских специалистов на этапе послевузовской и последипломной подготовки


В субъектах Российской Федерации необходимо предусмотреть отдельное расходное обязательство, позволяющее осуществлять подготовку медицинских кадров через интернатуру (пока реализуется подготовка на данном уровне профессионального образования) и клиническую ординатору за счет средств регионального бюджета. Реализация меры позволит региону регулировать подготовку тех специалистов, в которых наиболее нуждаются медицинские организации, и осуществлять подготовку медицинских специалистов сверхбюджетных целевых мест, выделяемых Министерством здравоохранения Российской Федерации.

4) Организация летней производственной практики студентов старших курсов


В ряде ВУЗов Российской Федерации по согласованию с региональными органами управления здравоохранением осуществляется летняя производственная практика студентов 4-5 курсов на базе государственных бюджетных медицинских организаций городов и сельских районов. Мероприятие оформляется в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 16 апреля 2012 года N 362н "Об утверждении порядка организации и проведения практической подготовки по основным образовательным программам среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования и дополнительным профессиональным образовательным программам" двусторонним договором регионального министерства здравоохранения и образовательной организации среднего или высшего профессионального образования. Необходимо активнее использовать эту практику, поскольку именно данное мероприятие позволяет преодолеть негативные стереотипы восприятия работы в отдалённых и сельских районах и сформировать лояльность молодых кадров к работе в сельской местности. Производственная практика студентов, обучающихся по целевому набору, в обязательном порядке организуется в медицинских организациях, обозначенных в контрактах. Целесообразно предусмотреть проведение додипломной специализации выпускников за счет выбора элективных циклов в соответствии с заявками медицинских организаций и потребностью практического здравоохранения субъекта Российской Федерации.

5) Организация прохождения производственной практики или профессиональной стажировки ординаторов в местах будущего трудоустройства в сельских и отдаленных районах


Результаты проведенного исследования показали, что практика - это один из эффективных способов привлечь для работы в сельские и отдаленные районы молодых специалистов. В период прохождения практики молодые специалисты смогут самостоятельно оценить преимущества проживания и реализации медицинской деятельности, а также условия труда, понять ограничения и оценить возможности для работы и профессионального развития в данном субъекте Российской Федерации.

6) Организация ярмарок вакансий для молодых специалистов и центров трудоустройства выпускников

Организация и проведение ярмарок вакансий позволит молодым специалистам сформировать представление о качестве рабочих мест будущего трудоустройства, а медицинским организациям - привлечь молодых специалистов, рассказав о возможностях трудоустройства по специальности, условиях работы и мерах социальной поддержки. На региональном уровне необходимо предусмотреть организацию центров содействия в трудоустройстве молодых специалистов. В основу этой работы должны быть положены данные мониторинга вакансий рабочих мест в медицинских организациях субъекта Российской Федерации.