Результаты исследования показали, что среди факторов неудовлетворенности медицинских работников одним из наиболее значимых является отсутствие условий и возможностей для профессионального развития. В среде медицинских работников звучит не только недовольство тем, что руководство медицинских организаций не достаточно уделяет внимание повышению квалификации, но и тем, что не всегда их устраивает уровень преподавания. Достижения современной медицины и внедрение высоких технологий в практику здравоохранения диктуют актуальность формирования условий для непрерывного профессионального развития специалистов, что особенно важно для сельской медицины. Именно профессиональная изолированность - главная причина нежелания молодых специалистов работать в сельских и отдаленных районах. Необходимо предпринимать меры по развитию средств информационно-коммуникативных технологий.
В связи с этим целесообразно:
1) Внедрение системы непрерывного профессионального развития медицинских кадров, наряду с актуализацией программ повышения квалификации, предполагает распространение дополнительных мероприятий различного уровня в рамках кредитной системы (семинары, тренинги, конференции и др.), которые рекомендуется засчитывать как часы дополнительной образовательной активности медицинских работников и учитывать при аттестации медицинских работников на присвоение квалификационной категории и начислении стимулирующих выплат при оплате труда.
2) Непрерывное образование определяет рабочее место как мощную образовательную среду для индивидуального и группового обучения. IT-инфраструктура рабочего места (наличие компьютера и подключение к интернету) медицинских работников особенно в сельской местности будет обеспечивать постоянный доступ к информационно-образовательным ресурсам и способствовать поддержанию необходимого уровня квалификации специалистов с учетом требований современной медицины, а также направлено на ликвидацию их профессиональной изолированности. Создание условий для реализации возможностей информационно-коммуникационных технологий в части своевременных консультаций с высококвалифицированными специалистами лечебно-профилактических медицинских организаций и специализированных центров государственной и муниципальной систем здравоохранения.
3) Закреплению медицинских кадров будет способствовать заинтересованность руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и поддержка с их стороны деятельности молодежи в направлении углубленного профессионального развития по основной или смежной специальности с учетом прогноза развития системы здравоохранения в субъекте Российской Федерации.
4) Развитие системы повышения квалификации медицинского персонала с использованием современных дистанционных технологий является насущной необходимостью и актуальной задачей кадровых служб. В настоящий момент наиболее квалифицированные научно-педагогические кадры сконцентрированы в ведущих медицинских университетах г.Москвы, г.Санкт-Петербурга и других крупных городов, регулярные поездки в которые практически невозможны для подавляющего большинства специалистов из других регионов, особенно из сельской местности.
5) Актуализация программ повышения квалификации. Совместно с государственными образовательными учреждениями и региональными главными внештатными специалистами необходимо актуализировать содержание программ повышения квалификации на предмет их соответствия потребностям регионального здравоохранения. Необходимо сформировать план первоочередных тем для разработки дистанционных образовательных модулей. При их разработке необходимо ориентироваться, в том числе и на сельских работников. При подготовке новых программ повышения квалификации целесообразно предусмотреть их непрерывность в течение 5-летнего срока между аттестацией специалиста организацию обучения по кредитно-модульной системе, и внедрение инновационных образовательных технологий.
6) Обеспечение овладения компетенциями в области применения современных стандартов и технологий лечения больных:
- организация стажировок врачей в ведущих отечественных и зарубежных клиниках;
- привлечение высококвалифицированных отечественных и зарубежных специалистов для проведения мастер-классов;
- создание регионального симуляционного центра практических навыков для медицинских специалистов. На уровне региона рекомендуется предусмотреть реализацию целевой программы по развитию симуляционного образования (участие региона на условиях софинансирования), ведь основная цель симуляционного обучения - снижение числа врачебных ошибок, связанных с недостаточным владением практическими навыками и умениями.
7) Модернизация региональной медицинской библиотеки. На уровне субъекта Российской Федерации необходимо обеспечить возможность доступа медицинских работников к электронным медицинским библиотекам, информационным образовательным ресурсам, которые удовлетворяют установленным требованиям и подготовлены ведущими специалистами страны. Мероприятие может быть реализовано в рамках отдельной областной целевой программы (источник средств - региональный бюджет). Цель мероприятия - обеспечение доступа медицинских специалистов к высококачественным источникам современной информации. С учетом того, что современные клинические руководства и клинические рекомендации существуют в электронном виде, медицинский специалист получает доступ к самой актуальной информации. Необходимо также предусмотреть оснащение рабочих мест специализированными средствами и программным обеспечением, повышающим эффективность труда - от автоматизированных систем учета пациентов до электронных систем поддержки принятия клинических решений.
Территориальные библиотеки обязаны предоставлять услуги по обучению специалистов здравоохранения навыкам квалифицированного поиска информации и дистанционном библиотечном обслуживании.