Для управления кадровым потенциалом здравоохранения в субъекте Российской Федерации в органах отраслевого управления субъектового и мунщипального уровней необходимо создание специального отдела кадровых ресурсов, в штат которого целесообразно включение компетентных специалистов в области общественного здоровья, организации здравоохранения, экономики здравоохранения, а также юриста, свободно ориентирующегося в нормативно-правовой базе отрасли. Сотрудники отдела осуществляют основную организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальной поддержки. Механизм и формы обеспечения социальной поддержки полностью будут зависеть от бюджетных возможностей территории, ее экономического развития, уровня жизни и занятости населения.
Наряду с этим для разработки политики и реализации мероприятий рекомендуется на уровне субъекта Российской Федерации создать координационный совет по развитию медицинских кадров региона. В состав координационного совета должны входить представители органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, представители образовательных и медицинских организаций, главные внештатные специалисты, представители профессиональных некоммерческих организаций. Цель совета - выработка рекомендаций по обоснованию отдельных мер материальной и социальной поддержки сотрудников системы здравоохранения, а также по обеспечению непрерывного профессионального развития медицинских кадров на основе анализа эффективности и финансовой обеспеченности уже реализуемых мероприятий в данном субъекте Российской Федерации, а также изучения "лучших практик" - опыта регионов и других стран. Изучение "лучших практик", прежде всего, целесообразно проводить на территориях, имеющих схожую ситуацию по нескольким параметрам: экономическим, географическим, экологическим, демографическим, показателям заболеваемости населения и т.д.
1.1. Кадровая политика определяется органом управления здравоохранения субъекта Российской Федерации и включает ряд последовательных мероприятий, в том числе:
- анализ и планирование потребности в медицинских кадрах на уровне региона и муниципальных образований с учетом уровня заболеваемости и объемов оказания медицинской помощи населению;
- организацию целевой подготовки медицинских специалистов для последующей работы в субъекте Российской Федерации (например, целевого набора абитуриентов из сельских районов);
- содействие в трудоустройстве выпускников медицинских вузов;
- формирование благоприятных условий труда для специалистов как в городской, так и в сельской местности (включая систему сопровождения молодых специалистов, реализацию мер социальной поддержки, обеспечение условий для профессионального развития и самореализации);
- активная целенаправленная работа по повышению престижа медицинской профессии в субъекте Российской Федерации.
Управление кадровыми ресурсами в субъекте Российской Федерации, направленное на поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также определение дифференцированных мер социальной поддержки медицинских работников и способов их реализации, в первую очередь для наиболее дефицитных специальностей, включает следующие функции:
- Изучение и определения плановых уровней обеспеченности медицинскими кадрами в соответствие с Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого классификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" и территориальной программой государственных гарантий в условиях реализации программы развития медицинских кадров в субъекте Российской Федерации;
- Определение сроков и содержания этапов устранения дефицита медицинских кадров с целью создания условий для обеспечения темпов динамики развития медицинских кадров системы здравоохранения субъекта Российской Федерации в плане достижения показателей здоровья населения и деятельности организаций здравоохранения, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", постановлениями Правительства Российской Федерации и приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации, предусматривающими меры по организации исполнения настоящего Указа;
- Создание и ведение единого регистра медицинских специалистов и работников здравоохранения, включая административно-управленческий и хозяйственный персонал (на муниципальном уровне) для определения существующих и прогнозирования будущих потребностей в медицинских кадрах, планирования структуры кадрового потенциала здравоохранения в субъекте Российской Федерации;
- Регулирование финансово-экономических, материальных и информационных механизмов реализации мер социальной поддержки медицинских кадров с учетом всей совокупности нормативно-правовой базы функционирования системы регионального здравоохранения;
- Использование механизма софинансирования на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) с объединениями фармпроизводителей и производителей медицинских изделий, в интересах организационно-научного обеспечения реализации отдельных мероприятий и мер;
- Заслушивание ежегодного доклада Координационного Совета по развитию медицинских кадров о положении медицинских работников с целью уточнения приоритетов и повышения эффективности мероприятий деятельности органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации;
- Гражданское воспитание новых поколений в традициях престижа профессии врача и медицинского персонала в сохранении и укреплении здоровья нации (публичные слушания, молодежные семинары и тренинги, социальный заказ, общественные и экспертные советы и т.п.) для противодействия имиджевым угрозам в сфере формирования кадрового потенциала здравоохранения в современных социально-экономических условиях при взаимодействии с институтами гражданского общества.
1.2. Технология разработки комплексной программы мероприятий социальной поддержки медицинских кадров включает следующие процедуры:
- Гармонизация целей по всем документам стратегического развития региона в целом и по отраслям;
- Синхронизация целей и задач по времени и содержанию в документах заинтересованных сторон;
- Мониторинг ресурсообеспечения реализации поставленных задач;
- Четкое определение сфер ответственности для заинтересованных структур и лиц;
- Перспективным направлением институционального развития практики социальной поддержки медицинских работников станет активизация взаимодействия межу гражданским обществом, властью и бизнесом за счет укрепления механизмов межсекторального партнерства, таких как (публичные слушания, молодежные семинары и тренинги, социальный заказ, общественные и экспертные советы и т.п.);
- создание системы мониторинга как внутренней, так и внешней миграции в целях оптимизации политики управления кадрами, поскольку миграционные процессы являются симптомом более глубоких кадровых проблем;
- инвестирование в решение кадровых проблем и совершенствование политики управления кадровыми ресурсами.
Разработка комплекса мер социальной поддержки медицинских кадров осуществляется на основе:
а) действующих законов и иных нормативных правовых актов;