Недействующий

Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в угольных шахтах" (с изменениями на 25 сентября 2018 года) (редакция, действующая с 1 января 2020 года) (отменен с 01.01.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 N 1192)

XXXVI. Требования к обслуживанию

333. Подъемные сосуды, парашюты, стопоры, подвесные устройства, направляющие башмаки, посадочные, загрузочные и разгрузочные устройства, направляющие и отклоняющие шкивы, их футеровку и подшипники, тормозную систему и другие элементы подъемной машины, аппаратуру защиты и систему управления осматривает и проверяет ежесуточно механик подъема или лицо, имеющее соответствующую квалификацию и назначенное приказом по шахте для этой цели. Это же лицо армировку и крепь ствола ежесуточно осматривает при скорости движения сосудов до 1 м/с и не реже одного раза в неделю при скорости 0,3 м/с. Участки стволов, находящиеся в ремонте, осматривают ежесуточно при скорости 0,3 м/с. Допускается одновременное проведение осмотра армировки в смежных отделениях ствола при разности отметок по высоте между подъемными сосудами, из которых проводят осмотр, не более 5 м.

Перед навеской нового каната и в дальнейшем не реже одного раза в квартал главный механик шахты или старший механик проводит осмотр шкивов. При этом измеряют сечение желоба и толщину его тела по контрольному отверстию и производят зарисовку наиболее изношенного места площади сечения желоба.

Главный механик или старший механик шахты не реже одного раза в 15 дней проводит проверку правильности работы предохранительного тормоза и защитных устройств и не реже одного раза в месяц - исправность всех остальных вышеуказанных элементов подъемной установки. Результаты осмотров заносят в книгу осмотра подъемной установки.

Копры осматривает комиссия под председательством технического руководителя (главного инженера) шахты.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 19 апреля 2019 года приказом Ростехнадзора от 25 сентября 2018 года N 459. - См. предыдущую редакцию)

Осмотр металлических и железобетонных копров проводят один раз в год, а деревянных и проходческих - два раза в год.

Нормативный срок службы копров, по истечении которого необходимо проводить экспертное обследование технического состояния, составляет 25 лет. Экспертное обследование проводит специализированная организация. Последующее проведение обследования выполняют не реже одного раза в пять лет.

334. Проверку проходческих лебедок проводит ежесменно и перед каждой спуско-подъемной операцией электрослесарь, один раз в неделю - механик проходки (участка), один раз в месяц - главный механик шахтопроходческого (шахтостроительного) управления.

Результаты проверок фиксируют документально в порядке, установленном руководителем шахты.

335. Машинистами подъемных машин могут назначать приказом по шахте лиц с общим стажем работы на шахте не менее одного года, прошедших специальное обучение, получивших соответствующее удостоверение, прошедших двухмесячную стажировку. Машинистами людских и грузолюдских, а также многоканатных подъемов назначают лиц, проработавших не менее одного года на грузовых подъемных машинах. При проходке и углубке стволов машинистами подъемов могут быть назначены лица, прошедшие специальное обучение, получившие соответствующее удостоверение и прошедшие трехмесячную стажировку на подъеме при проходке ствола.

При переходе на управление другой машиной, а также при перерыве в работе более одного месяца машинист проходит стажировку. Срок стажировки определяет главный механик шахты.

Не реже одного раза в год проверку знаний у машинистов проводит комиссия под председательством главного механика угледобывающей организации.

336. В часы спуска и подъема смены работников, кроме сменного, присутствует второй машинист, имеющий право на управление этой машиной, в обязанности которого входят наблюдение за процессом подъема и спуска и принятие необходимых мер в случае нарушения нормальной работы подъемной машины или неправильных действий сменного машиниста.

337. Машинист, принимающий смену, перед началом работы выполняет проверку исправности машины. Проводить спуск и подъем людей разрешается после предварительного перегона обоих подъемных сосудов вниз-вверх вхолостую. Результаты проверки машинист заносит в книгу приемки и сдачи смен.

О замеченных неисправностях машинист подъемной машины сообщает механику подъема или главному механику шахты и горному диспетчеру, которые разрешают работу подъемной машины после сообщения машиниста.

338. Во время работы клетевого подъема на приемной (посадочной) площадке надшахтного здания находятся рукоятчики, в околоствольных дворах действующих горизонтов - стволовые. При разносторонней посадке в клеть и выходе людей из клети рукоятчики и стволовые должны иметь помощников, находящихся по другую сторону клети.

На всех стволах, оборудованных механическим подъемом и служащих для выдачи людей только в аварийных случаях, наличие машинистов подъемных машин, стволовых и рукоятчиков на приемных площадках должно быть определено ПЛА.

Если одновременно проводят посадку людей в несколько этажей многоэтажной клети или выход из них, то на каждой приемной площадке находится рукоятчик, а в околоствольном дворе - стволовой, которые дают сигналы главному рукоятчику и главному стволовому, соответственно.

На промежуточных горизонтах, на которых не производят прием и выдачу грузов и имеется рабочая сигнализация машинисту и рукоятчику, а также прямая телефонная связь с ними, допускается спуск (подъем) людей при отсутствии на них стволовых при следующих условиях:

в клети имеется устройство для непосредственной сигнализации рукоятчику и машинисту, а также телефонная связь;

в клети находится лифтер (стволовой).

Подъемную установку, управляемую из клети, обслуживает лифтер.

На работу в лифтовом режиме составляют спецпроект.

339. У всех посадочных пунктов и в машинном отделении вывешивают объявления с указанием:

фамилии лица, ответственного за безопасную организацию спуска и подъема людей;

расписания подъема и спуска людей;

применяемых сигналов;

числа людей, одновременно поднимаемых и спускаемых в каждом этаже клети, бадье или людской вагонетке.