Недействующий

Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности в угольных шахтах" (с изменениями на 25 сентября 2018 года) (редакция, действующая с 1 января 2020 года) (отменен с 01.01.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 N 1192)

XXVII. Передвижение и перевозка персонала и грузов по вертикальным горным выработкам

239. Передвижение персонала по вертикальным горным выработкам осуществляют в клетях. При проходке, углубке, сбойке вертикальных горных выработок и их армировании передвижение персонала можно проводить в бадьях.

240. Клети, служащие для спуска и подъема персонала, должны иметь сплошные металлические открывающиеся крыши или крыши с открывающимся лазом, а также сплошной пол. Пол вновь создаваемых клетей не должен иметь выступающих частей. Длинные стороны (бока) клетей обшивают на полную высоту металлическими листами. Запрещается эксплуатация клетей с отверстиями в боковых сторонах в зонах на расстоянии до 0,5 м от оси проводников в обе стороны. Вдоль длинных сторон клетей устанавливают поручни. С коротких (торцевых) сторон клети устанавливают двери или другие ограждающие приспособления, предотвращающие возможность выпадения персонала из клети. Конструкция дверей не должна допускать их соскакивания при движении клети.

Двери открываются внутрь клети и закрываются засовом, расположенным снаружи. Высота верхней кромки двери или других ограждений над уровнем пола клети составляет не менее 1,2 м, нижней кромки - не более 150 мм.

Клети оборудуют стопорами, обеспечивающими удержание вагонеток при движении клети по стволу. Число лиц, находящихся одновременно на каждом этаже клети, определяют из расчета пять человек на 1 м пола.

241. Клети для перемещения персонала и противовесы людских и грузолюдских подъемных установок снабжают техническими устройствами (парашютами) для плавного торможения и остановки их в случае обрыва подъемных канатов. Приводную пружину парашюта клети ограждают предохранительным кожухом.

Допускается отсутствие парашютов на клетях и противовесах многоканатных подъемных установок с числом канатов четыре и более; клетях и противовесах двух- и трехканатных подъемных установок; клетях и противовесах аварийно-ремонтных и грузовых подъемных установок; противовесах действующих наклонных подъемных установок; противовесах действующих подъемных установок вертикальных стволов, если отделения клети и противовеса отделены друг от друга перегородкой из рельсов или канатами. Разрешается отсутствие перегородки, если высота рамы противовеса превышает два шага армировки при двухстороннем и шаг армировки при одностороннем расположении проводников. Противовес в этом случае также оборудуют предохранительными башмаками длиной не менее 400 мм.

Замедление при торможении порожних клетей парашютами не должно превышает 50 м/с, при торможении клетей с максимальным числом людей - не менее 6 м/с.

Испытания парашютов следует проводить не реже одного раза в шесть месяцев в соответствии с технической документацией завода-изготовителя.

Парашютные устройства заменяют новыми вместе с заменой клети, за исключением парашютов с тормозными канатами, которые заменяют не реже чем через пять лет со дня навески.

Допускается продление срока службы парашютов с тормозными канатами на два года. Решение о продлении срока службы принимает комиссия, возглавляемая главным механиком шахты, при положительных результатах дефектоскопии, полученных при выполнении работ по ревизии и наладке подъемных установок, износе шарнирных соединений, не превышающем указанного в технической документации завода-изготовителя, и удовлетворительных результатах испытаний парашютов.

Пружины парашютов подлежат замене в соответствии с технической документацией завода-изготовителя.

242. При перемещении персонала в бадьях:

бадьи двигаются по направляющим. Движение бадей без направляющих допускается на расстоянии не более 20 м от забоя. При использовании на проходке вертикальных горных выработок проходческих агрегатов (погрузочных машин, грейферов) расстояние может быть увеличено до 40 м;

запрещается перемещение персонала в бадьях без направляющих рамок и зонтов. Направляющую рамку оборудуют сигнализацией о ее зависании.

При выполнении аварийных работ в стволе допускается перемещение персонала в бадьях без направляющих рамок, при этом:

скорость движения бадьи по стволу не превышает 0,3 м/с;

зазоры между кромкой бадьи и выступающими конструкциями элементов ствола - не менее 400 мм;

над бадьей устанавливают предохранительный зонт;

направляющую рамку надежно закрепляют на разгрузочной площадке, а разгрузочные ляды закрыты;

посадку персонала в бадьи и выход из них выполняют на нижней приемной площадке по лестнице или ступеням бадьи при закрытых лядах и остановленной бадье;

посадка персонала в бадьи и выход из них на промежуточных горизонтах выполняются с откидных площадок, а на полках и натяжных рамах только тогда, когда борт остановленной бадьи находится на уровне раструба или пола этажа при наличии дверей в раструбе;

запрещается подниматься или опускаться стоя или сидя на краю бадьи и в груженой бадье.

При перемещении грузов бадью недогружают на 100 мм до верхнего края борта. Запрещается пользоваться бадьей без устройства для поддержания дужки в опущенном состоянии (кулачков). Высота кулачков - не менее 40 мм.

При перемещении грузов и персонала в бадьях проходческие подъемные установки оборудуют блокировочными устройствами, исключающими прохождение бадьи через раструб в нижнем полке, когда под раструбом находится погрузочное устройство.

243. Запрещается перемещение персонала в скипах и грузовых клетях, за исключением случаев осмотра и ремонта ствола, проведения маркшейдерских работ и аварийных случаев.

Перемещение персонала в опрокидных клетях разрешается при наличии блокировок, гарантирующих невозможность опрокидывания персонала в бункер, а также опрокидывания клети при движении по стволу.

Запрещается перемещение персонала в клетях, загруженных полностью или частично грузом, за исключением выполнения ремонтных работ.

В случае расположения в одном стволе грузолюдского и грузового подъемов работа последнего при спуске-подъеме людей запрещается.