Недействующий

Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" (с изменениями на 12 апреля 2016 года) (отменен с 01.01.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 N 1192)

Таблица 2

     
Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии


Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, %

Количество обрывов проволок, % от норм, указанных в таблице 1

10

85

15

75

20

70

25

60

30 и более

50


Если груз подвешен на двух канатах, то каждый бракуется в отдельности, причем допускается замена одного более изношенного, каната.

8. Для оценки состояния внутренних проволок, т.е. для контроля потери металлической части поперечного сечения каната (потери внутреннего сечения), вызванной обрывами, механическим износом и коррозией проволок внутренних слоев прядей (рис.8), канат необходимо подвергать дефектоскопии по всей его длине (последнее обязательно только для канатов ПС, транспортирующих опасные грузы, предназначенных или используемых для подъема людей, а также канатов, работающих с блоками из синтетического материала или блоками из металла с синтетической футеровкой поверхности, контактирующей с канатом).

При регистрации при помощи дефектоскопа потери сечения металла проволок, достигшей 17,5 процентов и более, канат бракуется. Необходимость применения дефектоскопии стальных канатов определяют согласно требованиям нормативной документации в зависимости от типа и назначения ПС.

9. При обнаружении в канате одной или нескольких оборванных прядей канат бракуется и к дальнейшей работе не допускается.

10. Волнистость каната характеризуется шагом и направлением ее спирали (рис.9). При совпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и равенстве шагов спирали волнистости и свивки каната канат бракуется при 1,08, где - диаметр спирали волнистости, - номинальный диаметр каната.

При несовпадении направлений спирали волнистости и свивки каната и неравенстве шагов спирали волнистости и свивки каната или совпадении одного из параметров канат подлежит браковке при 4/3. Длина рассматриваемого отрезка каната не должна превышать 25.

11. Канаты должны выбраковываться и не допускаться к дальнейшей работе при обнаружении: корзинообразной деформации (рис.10); выдавливания сердечника (рис.11); выдавливания или расслоения прядей (рис.12); местного увеличения диаметра каната (рис.13); местного уменьшения диаметра каната (рис.7); раздавленных участков (рис.14); перекручиваний (рис.15); заломов (рис.16); перегибов (рис.17); повреждений в результате температурных воздействий или электрического дугового разряда.     

Рис.5. Износ наружных проволок каната крестовой свивки:
а - небольшие лыски на проволоках; б - увеличенная длина лысок на отдельных проволоках; в - удлинение лысок в отдельных проволоках при заметном уменьшении диаметра проволок; г - лыски на всех проволоках, уменьшение диаметра каната; д - интенсивный износ всех наружных проволок каната (уменьшение диаметра проволок на 40%)

     

      
Рис.6. Поверхностная коррозия проволок каната крестовой свивки:
а - начальное окисление поверхности; б - общее окисление поверхности; в - заметное окисление; г - сильное окисление; д - интенсивная коррозия

     

      
Рис.7. Местное уменьшение диаметра каната на месте разрушения органического сердечника

     

      
Рис.8. Уменьшение площади поперечного сечения проволок (интенсивная внутренняя коррозия)

     

          
Рис.9. Волнистость каната (объяснение в тексте)