Действующий

Модельный закон "О конкуренции"

Статья 11. Злоупотребление доминирующим положением

1. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой, монопольно низкой или монопсонически низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту экономически или технологически не обоснованных условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные законодательством государства или его судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, а также другие требования);

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или заключены договоры (контракты) на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено законодательством государства или его судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора (контракта) с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены законодательством государства или его судебными актами;

6) экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не предусмотрено законодательством государства;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка);

10) нарушение установленного законодательством государства порядка ценообразования;

11) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

2. Законодательством государства могут быть предусмотрены иные случаи злоупотребления хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) доминирующим положением.

3. В целях предупреждения создания дискриминационных условий законодательством государства могут устанавливаться правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), являющимися субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с законодательством государства, а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий. Указанные правила должны содержать:

1) перечень товаров, объектов инфраструктуры, к которым предоставляется недискриминационный доступ;

2) перечень информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления участниками соответствующего товарного рынка условий обращения товаров на товарном рынке и (или) доступа на товарный рынок, а также иной необходимой для доступа на товарный рынок и (или) обращения товаров на товарном рынке существенной информации;

3) порядок раскрытия информации, предусмотренной пунктом 2 настоящей части, в том числе о товарах, производимых или реализуемых хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), указанными в абзаце первом настоящей части, стоимости этих товаров и размере платы за доступ на товарный рынок, возможном объеме производства или реализации этих товаров, технических и технологических возможностях предоставления этих товаров;

4) порядок возмещения экономически обоснованных расходов хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), указанных в абзаце первом настоящей части, на производство и (или) реализацию соответствующих товаров и (или) организацию доступа на товарный рынок;

5) условия проведения конкурсных процедур доступа на товарный рынок, на котором осуществляют деятельность хозяйствующие субъекты (субъекты рынка), указанные в абзаце первом настоящей части, при наличии экономической, технологической или иной возможности, если иные процедуры доступа на товарный рынок не предусмотрены законодательством государства;

6) существенные условия договоров и (или) типовые договоры о предоставлении доступа на товарный рынок и (или) к товарам хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), указанных в абзаце первом настоящей части;

7) порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, порядок установления минимального уровня их обеспечения и очередности предоставления им доступа на товарные рынки и (или) к товарам в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом и (или) реализуемом хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), указанными в абзаце первом настоящей части, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей;

8) условия доступа на товарный рынок, и (или) к товарам, и (или) к объектам инфраструктуры хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), указанных в абзаце первом настоящей части, а в установленных случаях - требования об осуществлении технологических и (или) технических мероприятий, в том числе при подключении (технологическом присоединении);

9) требования к характеристикам товара, если иное не предусмотрено законодательством государства.

4. Законодательством государства может быть предусмотрено установление по результатам анализа состояния конкуренции правил недискриминационного доступа, содержащих требования, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, к товарам, производимым и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом (субъектом рынка), занимающим доминирующее положение и не являющимся субъектом естественной монополии, в отношении которого в совокупности выполняются следующие условия:

1) доля хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) на соответствующем товарном рынке составляет более 70 процентов или иную величину, установленную законом государства;

2) в течение длительного периода (не менее 1 года или, если такой срок составляет менее 1 года, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) неизменны или подвержены малозначительным изменениям;

3) доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен, в том числе вследствие наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений;

4) спрос на товар существенно превышает предложение товара в течение длительного периода, определенного антимонопольным органом в результате проведенного им анализа состояния конкуренции.