1. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие):
1) установление, поддержание монопольно высокой, монопольно низкой или монопсонически низкой цены товара;
2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;
3) навязывание контрагенту экономически или технологически не обоснованных условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные законодательством государства или его судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, а также другие требования);
4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или заключены договоры (контракты) на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или прекращение производства товара прямо не предусмотрено законодательством государства или его судебными актами;
5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора (контракта) с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены законодательством государства или его судебными актами;
6) экономически, технологически или иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не предусмотрено законодательством государства;
7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;
8) создание дискриминационных условий;
9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка);
10) нарушение установленного законодательством государства порядка ценообразования;
11) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
2. Законодательством государства могут быть предусмотрены иные случаи злоупотребления хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) доминирующим положением.
3. В целях предупреждения создания дискриминационных условий законодательством государства могут устанавливаться правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), являющимися субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с законодательством государства, а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий. Указанные правила должны содержать:
1) перечень товаров, объектов инфраструктуры, к которым предоставляется недискриминационный доступ;
2) перечень информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления участниками соответствующего товарного рынка условий обращения товаров на товарном рынке и (или) доступа на товарный рынок, а также иной необходимой для доступа на товарный рынок и (или) обращения товаров на товарном рынке существенной информации;
3) порядок раскрытия информации, предусмотренной пунктом 2 настоящей части, в том числе о товарах, производимых или реализуемых хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), указанными в абзаце первом настоящей части, стоимости этих товаров и размере платы за доступ на товарный рынок, возможном объеме производства или реализации этих товаров, технических и технологических возможностях предоставления этих товаров;
4) порядок возмещения экономически обоснованных расходов хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), указанных в абзаце первом настоящей части, на производство и (или) реализацию соответствующих товаров и (или) организацию доступа на товарный рынок;
5) условия проведения конкурсных процедур доступа на товарный рынок, на котором осуществляют деятельность хозяйствующие субъекты (субъекты рынка), указанные в абзаце первом настоящей части, при наличии экономической, технологической или иной возможности, если иные процедуры доступа на товарный рынок не предусмотрены законодательством государства;
6) существенные условия договоров и (или) типовые договоры о предоставлении доступа на товарный рынок и (или) к товарам хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), указанных в абзаце первом настоящей части;
7) порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, порядок установления минимального уровня их обеспечения и очередности предоставления им доступа на товарные рынки и (или) к товарам в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом и (или) реализуемом хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), указанными в абзаце первом настоящей части, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей;
8) условия доступа на товарный рынок, и (или) к товарам, и (или) к объектам инфраструктуры хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), указанных в абзаце первом настоящей части, а в установленных случаях - требования об осуществлении технологических и (или) технических мероприятий, в том числе при подключении (технологическом присоединении);
9) требования к характеристикам товара, если иное не предусмотрено законодательством государства.
4. Законодательством государства может быть предусмотрено установление по результатам анализа состояния конкуренции правил недискриминационного доступа, содержащих требования, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, к товарам, производимым и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом (субъектом рынка), занимающим доминирующее положение и не являющимся субъектом естественной монополии, в отношении которого в совокупности выполняются следующие условия:
1) доля хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) на соответствующем товарном рынке составляет более 70 процентов или иную величину, установленную законом государства;
2) в течение длительного периода (не менее 1 года или, если такой срок составляет менее 1 года, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) неизменны или подвержены малозначительным изменениям;
3) доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен, в том числе вследствие наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений;
4) спрос на товар существенно превышает предложение товара в течение длительного периода, определенного антимонопольным органом в результате проведенного им анализа состояния конкуренции.