1. Доминирующим, в том числе монопсоническим, признается положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) (группы лиц) либо нескольких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (субъекту рынка) (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка).
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) (за исключением финансовой организации):
1) доля которого на рынке определенного товара превышает величину, установленную законом государства, если только при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении закона государства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) на товарном рынке не является доминирующим;
2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее величины, установленной законом государства, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
2. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает величину, установленную законом государства, за исключением указанных в частях 3, 6 и 7 настоящей статьи случаев.
3. Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта (субъекты рынка) из нескольких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:
1) наличие совокупной доли нескольких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) на соответствующем товарном рынке, и если такая совокупная доля превышает величину, установленную законом государства, а также при установлении законом государства минимальной величины доли хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), влекущей не применение данного критерия;
2) неизменность или малозначительность изменений относительных размеров долей таких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем 1 год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка или иного срока, установленного законом государства), а также затрудненность доступа на соответствующий товарный рынок новых конкурентов;
3) невзаимозаменяемость товара, реализуемого или приобретаемого такими хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), необусловленность роста цены товара соответствующему такому росту снижению спроса на этот товар, доступность информации о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке неопределенному кругу лиц.
4. Хозяйствующий субъект (субъект рынка) вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) на товарном рынке не может быть признано доминирующим.
5. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
6. Законодательством государства могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), доля которого на рынке определенного товара составляет менее величины, установленной законом государства в качестве критерия признания положения хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) доминирующим.
7. По результатам проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35 процентов и превышает доли других хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) на соответствующем товарном рынке, но который может оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке, если при этом в совокупности соблюдаются следующие условия:
1) хозяйствующий субъект (субъект рынка) имеет возможность в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке;
2) доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен, в том числе вследствие наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений;
3) реализуемый или приобретаемый хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);
4) изменение цены товара не обусловливает соответствующее такому изменению снижение спроса на товар.
8. Положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) по указанным в части 7 настоящей статьи основаниям может быть признано доминирующим в случае, если антимонопольным органом положение такого хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) не признано доминирующим по основаниям, предусмотренным частями 1, 3 и 6 настоящей статьи.
9. Законодательством государства должны быть установлены условия признания доминирующим положения финансовой организации.
10. При установлении доминирующего положения антимонопольный орган проводит оценку состояния конкурентной среды в порядке, устанавливаемом законом государства, которая включает в себя оценку обстоятельств, влияющих на состояние конкуренции, в том числе условий доступа на товарный рынок; долей хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) на рынках определенного товара, соотношения долей покупателей и продавцов товара, периода существования возможности оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Временной интервал анализа состояния конкуренции определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем 1 год. Законом государства может быть установлен иной временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (субъекта рынка).