УТВЕРЖДЕН
Решением Высшего Евразийского
экономического совета
от 24 октября 2013 года N 50

     

Модельный закон "О конкуренции"



Настоящий Закон определяет единые подходы к основным положениям Закона о защите конкуренции государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства), именуемый в дальнейшем для целей настоящего Закона законом государства.

Целью настоящего Закона является сближение правового регулирования экономических отношений в области конкурентной политики на территории Единого экономического пространства.

Настоящий Закон распространяется на отношения с участием субъектов естественных монополий с учетом особенностей, предусмотренных соглашениями (договорами) государств в сфере деятельности субъектов естественных монополий, а также законодательством государств.

Настоящий Закон носит рекомендательный характер.

Глава I

Общие положения

Статья 1. Предмет и цели закона государства

1. Закон государства определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственными внебюджетными фондами, национальным (центральным) банком, хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), отдельными должностными лицами, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

2. Целями закона государства являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков на территории государства.

Статья 2. Регулирование отношений в сфере защиты конкуренции

1. Отношения, связанные с защитой конкуренции на территории государства, регулируются законом государства.

Отношения, связанные с защитой конкуренции, могут регулироваться иными нормативными правовыми актами государства, в том числе нормативными правовыми актами антимонопольного органа в случаях, предусмотренных законом государства.

2. Если международным договором, в котором участвует государство, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законе государства, применяются правила международного договора.

3. Положения закона государства не распространяются на отношения по контролю соблюдения единых правил конкуренции на трансграничных рынках, а также единых правил предоставления промышленных субсидий, которые относятся к компетенции Евразийской экономической комиссии в соответствии с международными договорами.

Статья 3. Сфера применения закона государства

1. Закон государства действует на всей территории государства и распространяется на отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты (субъекты рынка), органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственные внебюджетные фонды, национальный (центральный) банк, отдельные должностные лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

2. Положения закона государства применяются к достигнутым за пределами территории государства соглашениям между лицами государства, указанными в части 1 настоящей статьи, и (или) иностранными лицами либо организациями, а также к совершаемым ими действиям, если такие соглашения или действия оказывают влияние на состояние конкуренции на территории государства.

3. Законодательством государства может определяться порядок применения закона государства к отношениям, связанным с использованием исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг, за исключением случаев, установленных настоящим Законом.

Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Законе


Для целей настоящего Закона и закона государства используются следующие основные понятия:

1) "антимонопольный орган" - орган государственной власти государства, в компетенцию которого входит реализация антимонопольной (конкурентной) политики, осуществление функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением законодательства государства;

2) "вертикальное соглашение" - соглашение между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), один из которых приобретает товар или является его потенциальным приобретателем, а другой предоставляет товар или является его потенциальным продавцом;

3) "взаимозаменяемые товары" - товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях);

4) "государственное предприятие" - государственные (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия, государственные предприятия на праве хозяйственного ведения и казенные предприятия, иные государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные в соответствии с законодательством государств;

5) "государственные или муниципальные преференции" - предоставление органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий;

6) "государственный реестр хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), занимающих доминирующее положение" - перечень хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), занимающих доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, за исключением рынков, находящихся в состоянии естественной монополии;

7) "дискриминационные условия" - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект (субъект рынка) или несколько хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) или другими хозяйствующими субъектами (субъектами рынка);

8) "конкурентная цена финансовой услуги" - цена, по которой финансовая услуга может быть оказана в условиях конкуренции;

9) "конкуренция" - состязательность хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), при которой самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

10) "координация экономической деятельности" - согласование действий хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) и не осуществляющим деятельность на товарном рынке (товарных рынках), на котором (которых) осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов (субъектов рынка). Не являются координацией экономической деятельности действия хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), осуществляемых в рамках вертикальных соглашений;

11) "лицо, являющееся объектом экономической концентрации" - лицо, акции (доли), основные производственные средства и (или) нематериальные активы которого приобретаются или вносятся в уставный капитал (уставный фонд), и (или) лицо, права в отношении которого приобретаются в порядке, установленном законом государства;

12) "манипулирование ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности)" - совершение экономически или технологически не обоснованных действий, в том числе с использованием своего доминирующего положения на оптовом рынке, которые приводят к существенному изменению цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность на оптовом рынке, путем:

подачи необоснованно завышенных или заниженных ценовых заявок на покупку или продажу электрической энергии и (или) мощности. Завышенной может быть признана заявка, цена в которой превышает цену, сформировавшуюся на сопоставимом товарном рынке, или цену, установленную на этом товарном рынке ранее (для аналогичных часов предшествующих суток, для аналогичных часов суток предыдущей недели, для аналогичных часов суток предыдущего месяца, предыдущего квартала);

подачи ценовой заявки на продажу электрической энергии с указанием объема, который не соответствует объему электрической энергии, вырабатываемому с использованием максимального значения генерирующей мощности генерирующего оборудования поставщика, определенного в соответствии с правилами (особенностями) оптового рынка, установленными законодательством государства;

подачи ценовой заявки, не соответствующей установленным требованиям экономической обоснованности, определенным законодательством государства.

Законодательством государств могут быть предусмотрены иные случаи манипулирования ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности);

13) "манипулирование ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности)" - совершение экономически или технологически не обоснованных действий хозяйствующим субъектом (субъектом рынка), занимающим доминирующее положение на розничном рынке, которые приводят к существенному изменению нерегулируемых цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность.

Законодательством государств могут быть предусмотрены иные случаи манипулирования ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности);

14) "монополистическая деятельность" - злоупотребление хозяйствующим субъектом (субъектом рынка), группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные законом государства, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с законодательством государства монополистической деятельностью;

15) "недобросовестная конкуренция" - любые действия хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) или группы лиц, которые направлены на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречат законодательству государства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить ущерб другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) - конкурентам, либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

16) "необоснованно высокая цена финансовой услуги", "необоснованно низкая цена финансовой услуги" - цена финансовой услуги или финансовых услуг, которая установлена занимающей доминирующее положение финансовой организацией, существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги, и (или) затрудняет доступ на товарный рынок другим финансовым организациям, и (или) оказывает негативное влияние на конкуренцию;

17) "признаки ограничения конкуренции" - сокращение числа хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) или нескольких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (субъектам рынка), не предусмотренных законодательством государства;

18) "приобретение акций (долей) коммерческих организаций" - покупка, а также получение иной возможности осуществления предоставленного акциями (долями) коммерческих организаций права голоса на основании договоров доверительного управления имуществом, договоров о совместной деятельности, договоров поручения, других сделок или по иным основаниям;

19) "систематическое осуществление монополистической деятельности" - осуществление хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) монополистической деятельности, выявленное в установленном законом государства порядке более 2 раз в течение 3 лет;

20) "соглашение" - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме;

21) "товар" - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;

22) "товарный рынок" - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географической) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар и за пределами которой такая возможность либо целесообразность отсутствует;

23) "финансовая организация" - хозяйствующий субъект (субъект рынка), оказывающий финансовые услуги в соответствии с законодательством государства, которым устанавливаются критерии отнесения хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) к финансовым организациям;

24) "финансовая услуга" - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

25) "хозяйствующий субъект (субъект рынка)" - коммерческая организация или некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, а также физическое лицо, чья профессиональная приносящая доход деятельность в соответствии с законодательством государства подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, а также в силу членства в саморегулируемой организации;

26) "экономическая концентрация" - сделки, иные действия, осуществление которых оказывает или может оказать влияние на состояние конкуренции.

Статья 5. Доминирующее положение

1. Доминирующим, в том числе монопсоническим, признается положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) (группы лиц) либо нескольких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (субъекту рынка) (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (субъектам рынка) (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (субъектам рынка).

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает величину, установленную законом государства, если только при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении закона государства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее величины, установленной законом государства, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

2. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает величину, установленную законом государства, за исключением указанных в частях 3, 6 и 7 настоящей статьи случаев.

3. Доминирующим признается положение каждого хозяйствующего субъекта (субъекты рынка) из нескольких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) (за исключением финансовой организации), применительно к которому выполняются в совокупности следующие условия:

1) наличие совокупной доли нескольких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) на соответствующем товарном рынке, и если такая совокупная доля превышает величину, установленную законом государства, а также при установлении законом государства минимальной величины доли хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), влекущей не применение данного критерия;

2) неизменность или малозначительность изменений относительных размеров долей таких хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) в течение длительного периода (в течение не менее чем одного года или, если такой срок составляет менее чем 1 год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка или иного срока, установленного законом государства), а также затрудненность доступа на соответствующий товарный рынок новых конкурентов;

3) невзаимозаменяемость товара, реализуемого или приобретаемого такими хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), необусловленность роста цены товара соответствующему такому росту снижению спроса на этот товар, доступность информации о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке неопределенному кругу лиц.

4. Хозяйствующий субъект (субъект рынка) вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

5. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

6. Законодательством государства могут устанавливаться случаи признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта (субъекта рынка), доля которого на рынке определенного товара составляет менее величины, установленной законом государства в качестве критерия признания положения хозяйствующего субъекта (субъекта рынка) доминирующим.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»