115. Процесс проведения количественного анализа риска аварии включает следующие основные четыре этапа:
1) планирование и организация работ;
2) идентификация опасностей аварий;
3) количественная оценка риска аварий на ОПО МТ, в том числе:
а) оценка частоты возможных сценариев аварий;
б) оценка возможных последствий по рассматриваемым сценариям аварий;
в) расчет показателей риска аварии на ОПО МТ;
г) определение степени опасности участков и составляющих ОПО МТ;
д) ранжирование участков и составляющих ОПО МТ по показателям риска аварии;
е) сравнение показателей риска аварии участков и составляющих ОПО МТ с соответствующим среднестатистическим уровнем и установление степени опасности участков и составляющих МТ;
4) разработка рекомендаций по снижению риска аварий.
116. При анализе результатов расчетов на участках и составляющих ОПО МТ проводят сравнение рассчитанных показателей риска со среднестатистическим уровнем риска аварии по следующим степеням:
низкая;
средняя;
высокая;
чрезвычайно высокая.
Для участков линейной части ОПО МТ степень опасности аварий определяют на основе различия между рассчитанным для участка значением показателя риска аварии и среднестатистическим уровнем риска аварии. Среднестатистический уровень показателя риска аварии определяют по данным о расследовании аварий на аналогичных объектах.
Под рассчитанным показателем риска аварии R понимают один или несколько показателей:
частота аварии на единицу длины линейной части ОПО МТ или на конкретном участке (например, подводном переходе), приводящей к гибели не менее N человек (N = 1, 10, 50);
индивидуальный риск гибели или травмирования человека при аварии на линейной части ОПО МТ;
частота аварии на единицу длины линейной части ОПО МТ или на конкретном участке, приводящей к разливу нефти/нефтепродукта массой не менее М (М = 100 т, 500 т, 5000 т).