Действующий

Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (с изменениями на 8 апреля 2014 года)

Закон США "О коррупционных практиках за рубежом"


Данный закон распространяется на три категории субъектов:

- эмитентов, имеющих ценные бумаги или представляющие отчетность в соответствии с Законом США о ценных бумагах и биржах от 1934 года, в том числе любых должностных лиц, директоров, работников или представителей такого эмитента или акционера, действующего от имени эмитента;

- отечественные предприятия США, за исключением указанных выше эмитентов, и на должностных лиц, директоров, работников или представителей такого отечественного предприятия или акционера, действующего от имени отечественного предприятия;

- иных лиц, за исключением указанных выше эмитентов и отечественных предприятий, в том числе должностных лиц, директоров, работников или представителей такого лица или акционера, выступающего от имени такого лица, при нахождении на территории США.

________________

В данном случае под лицом понимается любое физическое лицо, не являющееся гражданином США, или корпорация, товарищество, ассоциация, акционерное общество, деловой траст, организация без прав юридического лица или индивидуальное частное предприятие, учрежденные в соответствии с законом зарубежного государства, или их подразделения.


В целом закон признает противоправным использование почты или других средств или инструментов трансграничной торговли в коррупционных целях в поддержку предложения, выплаты, обещания произвести выплату или разрешения на передачу денег, предложений, подарка, обещания предоставить или разрешения на предоставление чего-либо, имеющего ценность:

________________

А для третьей категории субъектов, попадающих под действие закона, также любых других действий.


- иностранному должностному лицу;

- иностранной политической партии или ее должностному лицу или кандидату на иностранный государственный пост;

- лицу, которое осведомлено о том, что все или часть этих денег или имеющие ценность вещи будут предложены, переданы или обещаны, прямо или опосредованно, иностранному должностному лицу, иностранной политической партии или ее должностному лицу или кандидату на иностранный государственный пост;

в целях:

- оказать влияние на действие или решение иностранного должностного лица, иностранной политической партии, должностного лица иностранной политической партии или кандидата на иностранный государственный пост в его (ее) официальном статусе, склонить к совершению действия или бездействия в нарушение его (ее) официальных обязанностей или обеспечить ненадлежащее преимущество, или

- склонить иностранное должностное лицо, иностранную политическую партию, должностное лицо иностранной политической партии или кандидата на иностранный государственный пост к использованию влияния на иностранное правительство или его органы для оказания воздействия или влияния на действие или решение иностранного правительства или его органов;

для оказания содействия в приобретении или сохранении деловых отношений в интересах какого-либо лица или с каким-либо лицом или предоставления какому-либо лицу возможности вести деловые отношения.

Под иностранным должностным лицом при этом понимается должностное лицо или работник иностранного правительства или его департамента, агентства или органа власти или общественной международной организации или лицо, действующее в официальном качестве в интересах или от имени такого правительства, департамента, агентства или органа власти или в интересах или от имени такой общественной международной организации.

В связи с запретом, предусмотренным для эмитентов и отечественных предприятий, закон также устанавливает требование признания противоправными коррупционных действий, совершенных за пределами территории США в указанных выше целях, вне зависимости от использования почты или иных средств или инструментов трансграничной торговли.

В качестве наказания за совершение указанных коррупционных правонарушений закон устанавливает следующие меры ответственности:

- Эмитенты подлежат штрафу в размере до 2 млн.долл. и гражданско-правовому взысканию в размере до 10 тыс.долл. Должностное лицо, директор, работник или представитель эмитента или акционер, действующий от лица эмитента, совершившее нарушение преднамеренно, подлежит штрафу в размере до 100 тыс.долл. или тюремному заключению сроком до 5 лет (или тому и другому наказанию одновременно). Должностное лицо, директор, работник или представитель эмитента или акционер, действующий от имени эмитента, подлежит гражданско-правовому взысканию в размере до 10 тыс.долл.

- Отечественные предприятия, не являющиеся физическими лицами, подлежат штрафу в размере до 2 млн.долл. и гражданско-правовому взысканию в размере до 10 тыс.долл. Физическое лицо, являющееся должностным лицом, директором, работником или представителем отечественного предприятия или акционером, действующим от имени отечественного предприятия, совершившее нарушение преднамеренно, подлежит штрафу в размере до 100 тыс.долл. или тюремному заключению сроком до 5 лет (или тому и другому наказанию одновременно). Физическое лицо, являющееся должностным лицом, директором, работником или представителем отечественного предприятия или акционером, действующим от имени отечественного предприятия, подлежит гражданско-правовому взысканию в размере до 10 тыс.долл.

- Юридическое лицо подлежит штрафу в размере до 2 млн.долл. Юридическое лицо также подлежит гражданско-правовому взысканию в размере до 10 тыс.долл. Физическое лицо, преднамеренно совершившее нарушение, подлежит штрафу в размере до 100 тыс.долл. или тюремному заключению сроком до 5 лет (или тому и другому наказанию одновременно). Физическое лицо, совершившее нарушение, подлежит гражданско-правовому взысканию в размере до 10 тыс.долл.

Помимо этого указанный закон устанавливает ряд норм, касающихся бухгалтерского учета эмитентов ценных бумаг и направленных на обеспечение его прозрачности и осуществление должного контроля. В частности, каждый эмитент, имеющий класс ценных бумаг, зарегистрированных в соответствии с параграфом 78l, и каждый эмитент, обязанный предоставлять отчетность в соответствии с параграфом 78o(d) раздела 15 Кодекса США, должны:

- создавать и хранить бухгалтерские книги, записи и счета, которые в разумной степени детализации точно и честно отражают сделки и размещение активов эмитента; и

- разрабатывать и поддерживать систему внутреннего бухгалтерского контроля, достаточную для обеспечения обоснованной убежденности в том, что:

- сделки осуществляются с общего или специального разрешения руководства;

- сделки документируются так, чтобы (1) было возможно подготовить финансовую отчетность в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета или иными критериями, применимыми к такой отчетности, и (2) обеспечивать учет активов;

- доступ к активам разрешен только в соответствии с общего или специального разрешения руководства; и