Конвенция против коррупции Организации Объединенных Наций была принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 октября 2003 года. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции (далее в данном разделе - Конвенция) в 2006 году (8 марта 2006 года был принят Федеральный закон N 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции").
Конвенция ООН является одним из самых разносторонних и всеобъемлющих международных соглашений, посвященных вопросам противодействия коррупции, в том числе посредством налаживания соответствующих механизмов международного сотрудничества. Ряд положений Конвенции касаются противодействия коррупции в коммерческих организациях, а также подкупа иностранных должностных лиц. Среди этих положений следует выделить следующие сферы регулирования:
- признание определенных действий в качестве уголовно наказуемых преступлений;
- принятие мер по противодействию коррупционным преступлениям в частном секторе;
- установление ответственности юридических лиц за совершение коррупционных преступлений.
Признание определенных действий в качестве уголовно наказуемых преступлений
Статьи 15 и 16 Конвенции требуют признания подкупа национальных публичных должностных лиц и иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций в качестве уголовно наказуемых преступлений. Статья 21 Конвенции предусматривает криминализацию подкупа в частном секторе, то есть признание в качестве уголовно наказуемых следующие деяния, совершаемые умышленно в ходе экономической, финансовой или коммерческой деятельности:
- обещание, предложение или предоставление, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества любому лицу, которое руководит работой организации частного сектора или работает в любом качестве в такой организации, для самого такого лица или другого лица, с тем чтобы это лицо совершило, в нарушение своих обязанностей, какое-либо действие или бездействие;
- вымогательство или принятие, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества любым лицом, которое руководит работой организации частного сектора или работает в любом качестве в такой организации, для самого такого лица или другого лица, с тем чтобы это лицо совершило, в нарушение своих обязанностей, какое-либо действие или бездействие.
Следует иметь в виду, что понятие подкупа в частном секторе, предусмотренное Конвенцией, значительно отличается от понятия, используемого в российском законодательстве, в частности, в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее - УК РФ). Например, понятие коммерческого подкупа, установленное статьей 204 УК РФ, относится только к лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, а понятие, используемое в Конвенции - ко всем сотрудникам организации.
Статья 22 Конвенции требует от государств-участников признания в качестве уголовно наказуемого преступления хищение имущества в частном секторе.
Принятие мер по противодействию коррупционным преступлениям в частном секторе
Противодействию коррупции в частном секторе экономики государства-участника посвящена статья 12 Конвенции. Общей обязанностью государства-участника является принятие мер по предупреждению коррупции в частном секторе, усилению стандартов бухгалтерского учета и аудита в частном секторе, установлению эффективных, соразмерных и оказывающих сдерживающее воздействие гражданско-правовых, административных или уголовных санкций за несоблюдение таких мер. Конвенция предусматривает перечень мер, которые могут быть предприняты государством-участником для достижения указанных целей. Данный перечень не является исчерпывающим (закрытым) и включает следующие меры:
- содействие сотрудничеству между правоохранительными органами и частными организациями;
- содействие разработке стандартов и процедур, предназначенных для обеспечения добросовестности в работе частных организаций (в том числе соответствующих кодексов поведения);
- содействие прозрачности в деятельности частных организаций, в том числе принятие мер по идентификации юридических и физических лиц, причастных к созданию корпоративных организаций и управлению ими;
- предупреждение злоупотреблений процедурами, регулирующими деятельность частных организаций, в том числе процедурами, касающимися субсидий и лицензий, предоставляемых государственными органами для осуществления коммерческой деятельности;
- предупреждение возникновения конфликта интересов посредством установления ограничений на трудоустройство для бывших публичных должностных лиц;
- обеспечение наличия в частных организациях достаточных механизмов внутреннего аудиторского контроля, обеспечение проведения аудита и процедур сертификации в отношении счетов и финансовой отчетности частных организаций.
Отдельно в Конвенции оговаривается необходимость принятия государством-участником мер, касающихся регулирования ведения бухгалтерского учета, предоставления финансовой отчетности, стандартов бухгалтерского учета и аудита. Такие меры должны быть направлены на запрещение действий, осуществляемых в целях совершения коррупционных преступлений (создания неофициальной отчетности, проведения неучтенных или неправильно идентифицированных операций, учета несуществующих расходов и т.д.).
Помимо этого устанавливается обязанность государства-участника отказывать в освобождении от налогообложения расходов, представляющих собой взятки национальным или иностранным публичным должностным лицам, а также иных расходов, связанных с совершением коррупционных правонарушений.
Установление ответственности юридических лиц за совершение коррупционных преступлений
Статья 26 Конвенции предусматривает обязанность государств-участников по принятию мер, направленных на установление ответственности юридических лиц за участие в коррупционных преступлениях. Такая ответственность может быть уголовной, гражданско-правовой или административной. Она не должна наносить ущерба уголовной ответственности физических лиц, совершивших преступление. Уголовные и не уголовные санкции, применяемые в отношении юридических лиц, должны быть эффективными, соразмерными и производить сдерживающий эффект.