1. Настоящие Методические указания по вопросу государственного регулирования тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузовых перевозках (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Федеральными законами от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 34, ст.3426; 2001, N 33 (часть 1), ст.3429; 2002, N 1 (часть 1), ст.2; 2003, N 2, ст.168; N 13, ст.1181; 2004, N 27, ст.2711; 2006, N 1, ст.10; N 19, ст.2063; 2007, N 1 (часть 1), ст.21; N 43, ст.5084; N 46, ст.5557; 2008, N 52 (часть 1), ст.6236; 2011, N 29, ст.4281; N 30 (часть 1), ст.4590, ст.4596; N 50, ст.7343; 2012, N 26, ст.3446; N 31, ст.4321; N 53 (часть 1), ст.7616), от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.169; N 28, ст.2884; 2007, N 46, ст.5554; 2008, N 30 (часть 1), ст.3597; N 30 (часть 2), ст.3616; N 52 (часть 1), ст.6249; 2009, N 1, ст.21; 2011, N 19, ст.2716, N 30 (часть 1), ст.4590, ст.4596; N 45, ст.6333; 2012, N 25, ст.3268; N 31, ст.4320; 2013, N 27, ст.3477), от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.170; N 28, ст.2891; 2006, N 50, ст.5279; 2007, N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; 2008, N 30 (часть 2), ст.3616; 2011, N 30 (часть 1), ст.4596; 2012, N 25, ст.3268), Положением о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года N 643 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 32, ст.4051; 2013, N 27, ст.3602) (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643).
2. Методические указания предназначены для использования Федеральной службой по тарифам (далее - регулирующий орган), субъектами естественных монополий в сфере грузовых железнодорожных перевозок, выполняющими (оказывающими) работы (услуги), включенные в перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (далее - субъекты регулирования), тарифы, сборы и платы в отношении которых регулируются государством, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, при определении экономически обоснованного уровня тарифов, сборов и плат на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов и услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при грузовых перевозках (далее - грузовые перевозки) на долгосрочный период регулирования методом доходности инвестированного капитала.
3. Настоящие Методические указания определяют основные положения по расчету:
- экономически обоснованных затрат, связанных с реализацией субъектом регулирования функций по удовлетворению потребностей в грузовых перевозках и обеспечению надежного и безопасного функционирования объектов инфраструктуры;
- возврата капитала, определяемого отдельно по базе активов, сформированных до перехода к долгосрочной модели тарифного регулирования методом доходности инвестированного капитала, активов, созданных после перехода к указанной модели регулирования, а также активов, инвестиции в создание которых финансируются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, внебюджетных фондов и иных государственных средств, привлекаемых субъектом регулирования на возмездной основе;
- нормативной прибыли, обеспечивающей условия для финансирования инвестиций в развитие основных производственных фондов, используемых при осуществлении грузовых железнодорожных перевозок, в размерах, предусмотренных инвестиционной программой субъекта регулирования (для ОАО "РЖД" в том числе одобренной Правительством Российской Федерации);
- необходимой валовой выручки, формируемой на долгосрочный период регулирования исходя из объема экономически обоснованных затрат, возврата капитала и нормативной прибыли в части грузовых железнодорожных перевозок, прочих доходов и расходов, а также величин ее корректировки, при необходимости осуществляемой в течение долгосрочного периода регулирования, с учетом уточненных параметров ее расчета (инфляционные показатели, объемы работ, неподконтрольные субъекту регулирования расходы, размер которых определяется условиями договоров со сторонними организациями на выполнение работ, необходимых для оказания регулируемых услуг и нормами законодательства Российской Федерации) и результатов исполнения инвестиционных программ, в том числе в части их соответствия целевым показателям, на основании которых производился расчет необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования;
- индекса изменения тарифов, сборов и платы, рассчитываемого на каждый год долгосрочного периода регулирования исходя из размера необходимой валовой выручки, определенной на данный период, при необходимости с учетом результатов ее корректировки, а также принимаемых мер по сглаживанию роста тарифной нагрузки на потребителей услуг по перевозке грузов.